STEP-анализ
STEP-ана́лиз (англ. STEP analysis), метод анализа макросреды организации, охватывающий социокультурную, технологическую, экономическую и политическую сферы (в расширенных версиях – также экологическую, этическую и правовую сферы) и позволяющий определить их влияние на деятельность компании и выработать меры по взаимодействию с окружением для минимизации угроз и реализации возможностей для неё.
Данный метод был разработан и представлен профессором Гарвардского университета Фрэнсисом Агиларом (1932–2013) в 1967 г. Название этого метода – аббревиатура первых букв каждой группы анализируемых факторов: социокультурных (Sociocultural), технологических (Technological), экономических (Economic) и политических (Political). В различных источниках его название может варьироваться в зависимости от широты охвата анализируемых сфер, например PESTEL-анализ.
STEP-анализ включает шесть шагов: 1) мозговой штурм по выявлению факторов, влияющих на деятельность организации; 2) экспертная оценка степени их воздействия на деятельность организации; 3) экспертная оценка вероятности изменения рассматриваемых факторов; 4) оценка влияния факторов на деятельность организации с учётом вероятности их изменения; 5) определение возможных последствий данного влияния; 6) разработка стратегических мер (рис. 1).
К участию в данном процессе привлекаются представители руководства организации, её подразделений, а также эксперты, владеющие знанием о внешних условиях, в которых работает компания. Все они составляют рабочую группу, которая формирует перечень факторов, оказывающих воздействие на деятельность компании на горизонте 3–5 лет, по каждой анализируемой группе – социокультурной, технологической, экономической, политической, правовой, экологической или этической (шаг 1). Пример факторов, рассматриваемых в STEP-анализе, приведён на рис. 2.
Чем больше факторов будет включено в каждую группу, тем точнее будет анализ.
Далее оценивается влияние факторов на деятельность организации (шаг 2). Для этого участниками выставляются баллы для каждого фактора по данному показателю по шкале от 1 до 3 (таблица 1). При этом 1 означает, что влияние фактора на организацию незначительно, т. е. любое изменение фактора влияет на неё слабо; 2 – умеренное влияние, т. е. только сильное изменение фактора заметно сказывается на деятельности организации; 3 – высокое влияние, т. е. любое изменение фактора критично для деятельности организации.
Таблица 1. Шаблон таблицы для оценки влияния факторов на компанию
Факторы | Уровень влияния фактора на организацию (по шкале от 1 до 3) |
Социокультурные факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Технологические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Экономические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Политические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Правовые факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Экологические/этические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
На следующем этапе определяется вероятность изменения фактора в течение ближайших пяти лет (шаг 3). В данном случае баллы выставляются для каждого фактора по шкале от 1 до 5. Значение оценок следующее: «1» означает, что рассматриваемый фактор в ближайшие пять лет практически не изменится или вероятность его изменений очень низка (от 0 до 20 %); «2» показывает, что вероятность изменения фактора несколько более высокая, т. е. от 20 до 40 %; «3» говорит о том, что вероятность изменения фактора находится в районе 50 % (от 40 до 60 %); «4» означает, что вероятность выше 50 %, т. е. от 60 до 80 %; «5» отражает то, что вероятность изменения фактора приближается к 100 % (от 80 до 100 %). При этом оценки могут вырабатываться в процессе общего обсуждения всеми участниками рабочей группы или выставляться каждым экспертом с дальнейшим вычислением среднего арифметического всех значений (таблица 2).
Таблица 2. Шаблон таблицы для оценки вероятности изменения факторов в будущем
Факторы | Вероятность изменения фактора в будущем (по шкале от 1 до 5) |
Социокультурные факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Технологические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Экономические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Политические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Правовые факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Экологические/этические факторы | |
1 |
|
2 |
|
... |
|
Затем эксперты оценивают влияние факторов с учётом вероятности их изменений (шаг 4, см. таблицу 3). Для этого рассчитывается сумма всех значений степени влияния фактора на компанию и для каждого фактора рассчитывается показатель по формуле (1):
(1),
где – оценка влияния фактора с учётом вероятности его изменений,
– оценка степени влияния фактора на компанию,
– сумма всех оценок степени влияния факторов на компанию,
– оценка вероятности изменения фактора в будущем (в ближайшие пять лет).
Таблица 3. Шаблон таблицы для оценки влияния факторов с учётом вероятности их изменений
Факторы | Степень влияния фактора на компанию (по шкале от 1 до 3) (A) | Вероятность изменения фактора в будущем (по шкале от 1 до 5) (B) | Влияние факторов с учётом вероятности их изменений (I) |
Социокультурные факторы | |||
1 |
|
| |
2 |
|
| |
... |
|
| … |
Технологические факторы | |||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
... |
|
|
|
Экономические факторы | |||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
... |
|
|
|
Политические факторы | |||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
... |
|
|
|
Правовые факторы | |||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
... |
|
|
|
Экологические/этические факторы | |||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
На завершающем этапе четвёртого шага полученные значения отображаются на диаграмме и с помощью среднего арифметического всех значений последнего показателя определяются факторы, влияние которых выше среднего среди всех рассматриваемых условий. Пример диаграммы оценки влияния факторов на деятельность организации с учётом вероятности их изменений показан на рис. 3.
Значение показателя для каждого фактора отражено на отдельной оси координат. Синяя ломаная кривая показывает все значения данного показателя по всем анализируемым факторам. Оранжевая линия отражает значение среднего арифметического всех значений показателя. Таким образом, все показатели, оказавшиеся на графике за пределами оранжевой линии, оказывают влияние на организацию на уровне выше среднего. С ними и происходит дальнейшая работа в рамках STEP-анализа.
На следующем, пятом шаге все участники рабочей группы анализируют только факторы, которые существенно влияют на деятельность организации. Рассматриваются вызванные каждым фактором изменения в отрасли и компании. Затем (шаг 6) по каждому фактору определяются меры, которые организации необходимо принять для снижения угроз и реализации возможностей. Шаблон для выявления изменений, вызванных анализируемыми факторами в отрасли и организации, а также для разработки мер по работе с данными факторами дан в таблице 4. Кроме того, могут быть отмечены лица, которые в компании будут с разной периодичностью отслеживать изменения данных факторов.
Таблица 4. Шаблон для выявления изменений, вызванных анализируемыми факторами в отрасли и организации, а также для разработки мер по работе с ними
Факторы | Изменения в отрасли | Изменения в компании | Меры | Кто отслеживает изменение фактора | Как часто отслеживаются изменения фактора |
1 … |
|
|
|
|
|
2 … |
|
|
|
|
|
3 … |
|
|
|
|
|
4 … |
|
|
|
|
|
5 … |
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
Таким образом, STEP-анализ позволяет не только проанализировать окружение организации, выявить возможности и угрозы для неё, но также разработать стратегические меры по снижению угроз и реализации возможностей. Результаты анализа закладываются в основу стратегии организации.