«StarCraft II»
«StarCraft II», научно-фантастическая компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени (RTS), сиквел оригинальной игры «StarCraft» (1998). Разработана студией Blizzard Entertainment, выпускалась начиная с 2010 г. в формате трилогии [«Wings of Liberty» (2010), «Heart of the Swarm» (2013), «Legacy of the Void» (2015)] для операционных систем Windows и macOS. В 2016 г. было выпущено трёхчастное DLC «StarCraft II: Nova Covert Ops».
Главным сценаристом игры выступил геймдизайнер, художник и писатель К. Метцен, ранее работавший над проектами «Starcraft», «Warcraft» (с 1994) и «Diablo» (с 1996). Однако после создания сценария для трилогии «StarCraft II» Метцен ушёл из индустрии, поэтому основную работу над геймдизайном взяли на себя программисты Д. Браудер, С. Дидье и Р. Макнотон. Игра получила высокие оценки игроков, критиков и несколько индустриальных наград. Так же как и 1-я часть трилогии, «StarСraft II» была признана новым стандартом качества игр в жанре RTS, а также среди массовых многопользовательских игр. С 2010 г. проводятся регулярные киберспортивные состязания по «StarСraft II».
Неослабевающая популярность оригинального «StarCraft» навела руководство Blizzard Entertainment на идею продолжения, которое было официально анонсировано в 2007 г. на фестивале Blizzard Worldwide Invitational в Сеуле. Изначально планировалось выпустить одну игру, полностью выполненную в трёхмерной графике на движке Havok, однако 1 год спустя, на выставке BlizzCon-2008, было объявлено, что «StarCraft II» станет трилогией. Разработка 1-й части длилась почти 7 лет, начавшись ещё в 2003 г., сразу после выхода «Warcraft III: The Frozen Throne» (2003) (Kalning. 2007). В феврале – июле 2010 г. студия провела 2 масштабные фазы бета-тестирования, по итогам которых вышло 17 обновлений к игре. В традициях 1-й части «StarCraft II» имела сюжетную кампанию, развитый многопользовательский режим (через сервис Battle.Net), удобный редактор карт. Однако для борьбы с пиратством сохранение прогресса даже в одиночной игре требовало постоянного подключения к Интернету. Кроме того, был исключён многопользовательский режим игры по локальной сети, что вызвало критику со стороны многих фанатов франшизы.
Саундтрек к «StarCraft II: Wings of Liberty» написан композиторами Г. Стаффордом, Н. Акри, К. Веласко, Д. Дьюком, Р. Брауэром и др. Все треки были записаны при участии симфонического оркестра The Skywalker Symphony Orchestra.
Каждая из частей игры предлагает игроку 3 кампании, посвящённые одной из рас вселенной StarCraft. Все 3 кампании находятся в тесной временно́й и сюжетной связке и описывают общую историю борьбы и сотрудничества терранов (людей), зергов и протоссов. Наряду с новыми героями, К. Метцен внедрил в сюжет персонажей «StarCraft» и «StarCraft: Brood War», таких как Джим Рейнор, Сара Керриган, Зератул и др., а также нескольких героев более поздних графических новелл – Мэтта Хорнера, принца Валериана и др. (Starcraft panel discussion: Lore // GameSpot. 2019). Кроме того, в кампаниях появилась вариативность – несколько сюжетных развилок, в зависимости от выбора игрока предлагающих разные миссии.
Сюжет кампании «StarCraft II: Wings of Liberty» начинается спустя 4 года после окончания 1-й галактической войны, в результате которой зерги и протоссы покинули миры терранов. Джим Рейнор на планете Мар Сара планирует восстание против империи Доминиона и в этот момент встречает своего давнего знакомого – Тайкуса Финдли. Тот предлагает ему работу в загадочном «Фонде Мёбиуса», собирающем инопланетные артефакты. Захватив первый артефакт, люди Рейнора сталкиваются с зергами, которые вернулись под командованием Королевы Клинков. Постепенно Рейнору удаётся найти новых союзников, а также заполучить доказательства преступления императора Менгска. Неожиданно на связь с Джимом выходит Зератул, который рассказывает ему о загадочном Падшем, собирающемся уничтожить всех живых существ и поглотить звёзды. В ходе исследований Зератул обнаруживает, что единственная, кто может этому помешать, – это Королева Клинков.
Когда Рейнор собирает все фрагменты артефакта зел-нага (цивилизации, сотворившей жизнь во Вселенной), обнаруживается, что ему помогает сын Менгска, Валериан, который с помощью «Фонда Мёбиуса» открыл секрет артефакта: он способен спасти Сару Керриган и вернуть ей человеческую природу. Для этого союзники Рейнора отправляются на планету Чар – главную базу Королевы Клинков. После тяжёлых боёв план удаётся воплотить, однако Рейнору приходится убить Тайкуса, который по приказу Арктура Менгска должен был убить Керриган.
Сюжет кампании «StarCraft II: Heart of the Swarm» начинается на тайной базе, где люди Валериана изучают Керриган после её обратного превращения в человека. Однако вскоре базу атакуют силами Доминиона, Керриган удаётся сбежать, а Рейнор попадает в плен и, по сведениям официального телеканала, казнён как бунтовщик. Керриган хочет отомстить, но у неё нет сил, чтобы победить Арктура, поэтому она решает вернуться к зергам, чтобы возвратить себе силу. Постепенно она подчиняет себе не только прежние стаи зергов, но и знакомится с первобытными зергами на планете Зерус – свободными и живущими вне Роя. Собрав эссенцию силы, Керриган вновь становится Королевой Клинков и разбивает Доминион. Однако оказывается, что Арктур с помощью артефакта зел-нага способен уничтожить Керриган. В решающий момент её спасает Рейнор, находившийся в плену. Заручившись также поддержкой заражённого террана Алексея Стукова из «StarCraft: Brood War», Керриган побеждает доктора Наруда, в котором был воплощён Падший и который создавал гибридов протоссов и зергов.
Кампания «StarCraft II: Legacy of the Void» открывается сбором Золотой армады протоссов для освобождения Айура. В это время появляется Зератул, который хочет рассказать иерарху Артанису о настоящей угрозе – о Падшем, или Амуне. Он просит остановить вторжение, но получает отказ. В итоге после перемещения на планету оказывается, что зергов контролируют гибриды Амуна, более того, тому удаётся осквернить Кхалу (единое пси-пространство протоссов-кхалаев, с которым они связаны нейронными узами). Это приводит к тому, что Падший начинает контролировать и сознание протоссов. Ценой жизни Зератул отсекает узы Артаниса, и тот бежит с Айура.
Артанису вместе с Рейнором и Валерианом приходится собирать силы и технологии, отбиваясь от групп зергов, терранов и протоссов, находящихся под властью гибридов. Героям удаётся заполучить артефакт зел-нага, однако они вынуждены пожертвовать планетой протоссов-неразимов – Шакурасом. Вскоре Артанис заключает союз с Керриган и отколовшимся крылом талдаримов – секты протоссов, верящих и подчиняющихся Амуну. В финале союзные силы уничтожают телесную оболочку Амуна и освобождают одурманенных протоссов. Затем главные герои проникают в Пустоту, чтобы встретиться с предпоследним зел-нага. Получившая от него силы, Керриган окончательно разрушает Амуна, чтобы он не вернулся вновь. Во Вселенной наступает мир.
Игровой процесс трилогии в целом повторяет геймплей оригинальной версии «StarCraft» 1998 г., однако разработчики попытались его усовершенствовать, отступив от оригинала и «Warcraft III». Благодаря продвинутому искусственному интеллекту юниты стали более самостоятельными, что позволило сместить акцент с микроменеджмента на масштабные бои (Brecon. 2009). Среди новаций, повлиявших на геймплей, стоит упомянуть изменение скорости добычи ресурсов (добыча газа стала медленнее), появление очереди заданий, а также возможность одновременного выделения до 255 объектов (после обновлений – до 500). Кроме того, в игру были добавлены новые графические возможности, например динамические тени.
Помимо кампании, в игре появились 9 миссий-испытаний, по 3 на каждый уровень сложности. Их прохождение позволяет игроку получить награду в виде бронзовой, серебряной или золотой медали. В испытаниях обычно предлагается найти оригинальное решение боевой задачи, а также потренироваться в микроконтроле юнитов.
«StarCraft II» получила высокие оценки в игровой прессе и на сайтах – агрегаторах рецензий (более 90 % на Metacritic и MobyGames, 4,3 из 5 – на Game Rankings). Критики отмечали высокий уровень проработки сюжета и качества графики, но также упрекали создателей в отсутствии многопользовательского режима по локальной сети, а также за слишком однозначные сюжет и героев. Вторая и 3-я части «Starcraft II» многими рассматривались как дополнения, а не самостоятельные игры, поэтому не были отмечены профессиональными наградами. Первая часть трилогии неоднократно признавалась лучшей игрой года и получала номинации за лучшее озвучание и визуальные эффекты. В августе 2016 г. «Wings of Liberty» была помещена на 26-е место в списке 50 лучших видеоигр всех времён по версии Time (The 50 best video games of all time ... 2016).
В 1-й месяц после релиза было продано 3 млн копий игры, а к декабрю 2010 г. этот показатель достиг 4,5 млн (Activision. 2022). Также игра стала рекордсменом по скачиванию на пиратских торрент-трекерах: 2,3 млн раз за 3 месяца (Van der Sar. 2010).
По «Starcraft II» проводятся регулярные киберспортивные соревнования. Так, в 2012 г. был создан StarCraft II World Championship Series (WCS) – чемпионат мира по «StarCraft II», спонсируемый Blizzard Entertainment. Обычно финал WCS проводился в рамках выставки BlizzCon, исключением стал 1-й сезон, финал которого прошёл в 2012 г. в Шанхае. Начиная с 2013 г. чемпионат включал в себя региональные турниры, после которых лидеры рейтинга переходили в финальную стадию. Чемпионат проходил ежегодно в 2012–2019 гг., а затем трансформировался в чемпионат ESL Pro Tour, организуемый Electronic Sports League при сотрудничестве с DreamHack и финансовой поддержке Blizzard Entertainment. За 8 лет существования WCS в финальный матч прошли всего 2 игрока не из Южной Кореи. Один из них, Йоона Serral Сотала из Финляндии, в 2018 г. стал чемпионом.
«Starcraft II» долго оставалась игрой, в которой профессиональные игроки легко побеждали искусственный интеллект компьютера. В декабре 2018 г. разработчики программы AlphaStar из компании DeepMind провели турнир с двумя профессиональными игроками из сотни сильнейших. Команда под управлением нейросети AlphaStar выиграла со счётом 10:0 (Воронцов. 2019) и после нескольких десятков игр на равных условиях за все расы получила рейтинг выше, чем у 99,8 % игроков.