«Stabat Mater»
«Stabat Mater» (лат. Stabat mater dolorosa – Стояла Мать скорбящая), средневековая католическая секвенция.
Текст традиционно приписывается итальянскому поэту Якопоне да Тоди, по другой версии, его авторами могли быть папа Иннокентий III или Бонавентура. 1-я часть текста, написанного 4-стопным хореем, повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, 2-я часть представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. Стихи и монодический распев (анонимный) впервые регистрируются в рукописях 13 в. В 1-й половине 16 в. эта секвенция, наряду со многими другими, входила в Римский миссал, на Тридентском соборе запрещена, в 1727 г. вновь допущена к применению в богослужении.
Первые многоголосные музыкальные композиции на текст «Stabat mater» отмечаются в 15 в. (мотет Жоскена Депре). Текст секвенции приобрёл большую популярность у европейских композиторов начиная с 18 в.; на него писали собственную музыку А. Скарлатти, А. Вивальди, Дж. Б. Перголези, Ф. Шуберт, Дж. Россини, А. Дворжак, Ф. Пуленк, К. Пендерецкий, А. Пярт, А. С. Караманов, В. И. Мартынов и многие другие. Свободные стихотворные переложения текста «Stabat mater» принадлежат В. А. Жуковскому («Горько плача и рыдая»), Л. А. Мею («Матерь Божия стояла / И в безмолвии рыдала»), Д. С. Мережковскому («На Голгофе, Матерь Божья...»).