Социология в Российской империи
Социоло́гия в Росси́йской импе́рии, этап развития российской социологии до Октябрьской революции 1917 г. Появление и распространение социологии было реакцией на социальные и культурные изменения, сопровождавшие европейскую модернизацию 18–19 вв. С одной стороны, в итоге возник обширный класс социальных проблем, которые нельзя было ни объявить неотъемлемой частью человеческого состояния (поскольку они появлялись буквально на глазах), ни приписать греху и собственной вине страдающих. Прототипом социальных проблем историки социологии называют проблемы английских индустриальных городов, население которых страдало от безработицы и нищеты вследствие действия безличных сил рынка (Bulmer. 1985). С другой стороны, неудачи Французской революции, закончившейся террором и реставрацией монархии, заставили интеллектуалов задуматься об объективных законах общественного устройства, которые могли бы объяснить, почему разрушения устаревших институтов оказывается недостаточно для создания лучшего мира (Nisbet. 1976). Идея, что общества эволюционируют по неведомым пока законам, которые тем не менее могут быть открыты и поставлены на службу человечеству, казалась привлекательной поколениям, на глазах которых естественные науки достигали всё новых высот. Наконец, к 19 в. было накоплено существенно больше исторических и этнографических знаний, которые позволили европейцам посмотреть на себя со стороны и задаться вопросом о том, что стоит за возникновением того или иного социального устройства. Действие всех этих факторов в середине 19 в. ощущалось и в России и обусловило быстрое распространение социологического движения в ней. С самых первых дней своего существования, однако, российская социология приобрела интеллектуальные черты, которые отличали её от западноевропейских аналогов. Вольно или невольно, но российские социологи всегда смотрели и на себя, и на описываемые ими явления под углом сравнения с условным «Западом», который служил точкой отсчёта, когнитивной и, для многих, моральной. Это определяло и непреходящий интерес к темам российского отставания (или инаковости), и многие особенности устройства социологической дисциплины.
На протяжении дореволюционного периода социология в России оставалась неинституционализированным реформистским движением. В интеллектуальном плане его доминирующими течениями являлись политизированный позитивизм 19 в. и традиция социальных обследований (social surveys). Решение, что считать «социологией» в 19 в., всегда представляет сложность. Если относить к «социологам» только тех, кто применял к себе этот термин, тогда их состав ограничивается течениями, связанными с контовской школой. При этом из их числа исключаются марксисты и большинство статистических обследователей. Другой подход заключается в том, чтобы относить к ним всех, кто так или иначе исследовал социальные отношения в нынешнем понимании, но тогда в число социологов придётся включать, например, представителей политической экономии. Любое решение содержит элемент определённой фильтрации исторического материала.
Позитивизм был представлен рядом индивидуальных мыслителей с их «системами», в основном развивавшими идеи социальной эволюции в духе Конта и основанными на сравнительно-правовом, историческом и этнографическом материале (М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареев, ранний П. А. Сорокин). Так, Ковалевский, который был при жизни важнейшим представителем этого движения, занимал кафедры права в Московском и Петербургском университетах, и его социологическая система опиралась на его исследования по сравнительному правоведению; в этом качестве он пользовался общеевропейской известностью, состоял в дружеских отношениях с Э. Дюркгеймом и удостоился упоминаний в трудах К. Маркса. Профессора-позитивисты были активно вовлечены в политику (Ковалевский и Кареев были депутатами Первой Думы, Де Роберти – членом кадетской партии, Сорокин – эсеровской партии).
Как и в большинстве европейских стран, эта версия преимущественно умозрительно-теоретической социологии развивалась параллельно с волной социальных обследований, берущей начало прежде всего в Англии и ориентированной на статистическое описание трудящихся классов и социальных низов. Работа, которая может считаться первой в этом роде, «Положение рабочего класса в России» В. В. Берви-Флеровского, вышла в 1869 г., через 24 года после давшей ей название работы Ф. Энгельса («Положение рабочего класса в Англии»). Среди исследований в этой традиции надо упомянуть Московскую перепись 1882 г., осуществлённую добровольцами и ориентированную на выходящее за пределы обычной государственной статистики описание условий жизни беднейших слоёв населения, в которой принимал участие Л. Н. Толстой. Другим важнейшим проектом было обширное обследование условий жизни крестьянства, предпринятое князем В. Н. Тенишевым (Тенишев опирался на обширную сеть локальных корреспондентов, которые заполняли разосланную им анкету).
Институционализация социологии в Российской империи сдерживалась как ригидной структурой университетов, в которых номенклатура кафедр мало изменилась с 1804 г., так и политическими подозрениями в отношении реформистских настроений социологов. Русская высшая школа общественных наук в Париже, в создании которой принимал участие Ковалевский (Глотов. 2014), была первым институтом, где велось преподавание социологии на русском языке. Занятия в ней начались 14 ноября 1901 г. (с середины 1990-х гг. отмечается в России как День социолога). Они продолжались около двух семестров и закончились конфликтом организаторов, придерживавшихся либеральных взглядов, с радикально настроенными студентами (приглашавшими с выступлениями, в частности, находившегося в эмиграции в Швейцарии В. И. Ленина). Первая кафедра социологии в России возникла в частном Психоневрологическом институте В. М. Бехтерева (1907), финансируемом за счёт частных пожертвований и доходов от клиники, специализировавшейся на лечении алкоголизма. Кафедра чуть не была закрыта в 1914 г. по политическим мотивам, но начало Первой мировой войны отвлекло власти. В начале 20 в. предпринимались многочисленные попытки начать периодическое издание, ни одна из которых не увенчалась успехом (самый заметный исторический след оставили сборники «Новые идеи в социологии», выдержавшие 4 выпуска в 1913–1914). Зато в 1916 г. было создано Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского, скончавшегося раньше в том же году (воссоздано в 1993).
Ситуация изменилась после революции 1917 г.: в 1919 г. появились две кафедры в университетах (Петроградском и Ярославском), которые, впрочем, просуществовали несколько лет. В 1922 г. П. Сорокин покидает Петроград на «философском пароходе». Другие лидеры социологического движения также сошли со сцены: Ковалевский к тому времени умер (1916), Де Роберти был убит грабителями (1915), Кареев скрывался от революции в провинции.