Анкетирование
Анкети́рование, один из методов массового опроса, при котором респонденты (опрашиваемые) получают анкету (вопросник) для самостоятельного чтения и заполнения, в отличие, например, от интервьюирования. Анкетирование применяется в социальных обследованиях со второй половины 19 в. В России этот метод был распространён в земской статистике 1870–1890-х гг. В 21 в. анкетирование используется почти во всех социальных и гуманитарных науках – в антропологии, демографии, истории, политологии, классической и социальной психологии, социологии, экономике, этнографии и т. д. Специфика предмета каждой науки порождает различные инструментальные модификации метода.
Анкетирование классифицируется:
По численности опрашиваемых – на индивидуальное, групповое, массовое.
По способу отбора респондентов – на сплошное или выборочное.
По месту проведения – дома, на работе, в учебных заведениях, целевых аудиториях (театрах, кинотеатрах, выставках, больницах).
По способу доставки анкеты – на раздаточное (анкета оставляется респонденту для заполнения и затем забирается анкетёром в условленное время), почтовое (анкета доставляется по почте с оплаченным конвертом для возврата), прессовое (анкета публикуется в СМИ, в Интернете).
Анкета разрабатывается по определённым правилам. Вопросам предшествует информация об организации, проводящей опрос, теме, целях и задачах анкетирования, правах респондента (анонимность, конфиденциальность) и правилах заполнения анкеты. Зачастую вопросы сопровождаются методическими указаниями для респондента. Формулировки вопросов составляются в соответствии с литературными нормами языка, правилами логики и синтаксиса; не допускаются наводящие вопросы. В анкете учитываются психологические, социокультурные, национальные и социально-демографические особенности опрашиваемых совокупностей респондентов.
В обеспечении достоверности и надёжности получаемых результатов анкетирование имеет свои преимущества и ограничения. К преимуществам метода относится его оперативность и экономичность, тогда как ограниченность проявляется при самостоятельном заполнении анкеты, когда возможны ошибки – в основном технические – и смещения в ответах под влиянием присутствующих. Относительно представительности результатов некоторые ограничения с возвратом анкет имеет почтовое анкетирование (они могут компенсироваться специальными приёмами контроля и стимулирования возврата анкет). Прессовое анкетирование, включая интернет-опросы, интерактивные опросы по радио или на телевидении, представляет только совокупность ответивших, так что на основании результатов такого опроса нельзя делать выводы о распределении мнений во всей аудитории и тем более среди всего населения.
Соблюдение всех нормативных и методических требований при подготовке и проведении анкетирования позволяет получать достоверную информацию о состоянии общественного мнения.