Социология и религия в дореволюционной России
Социоло́гия и рели́гия в дореволюцио́нной Росси́и, аналитика религиозной жизни российского государства и общества с позиций социологических направлений, формировавшихся в России во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Этап, предшествовавший появлению социологии религии как самостоятельной дисциплины в России.
Тема религии и общества постоянно была важнейшим предметом научного внимания отечественных мыслителей. Бесспорная глубина отечественной социальной мысли и высокое значение религиозной сферы в истории России обусловили активный интерес российских учёных к познанию социальных аспектов религии, её взаимоотношений с государством и обществом. В то же время непосредственная предыстория и возникновение социологического подхода к религии в России связаны с общим ходом и содержанием социально-политических и идеологических процессов в стране в конце 19 – начале 20 вв. Этот этап можно рассматривать как предшествовавший появлению социологии религии как самостоятельной дисциплины в России.
Во 2-й половине 19 в. воззрения российской социальной мысли на религию во многом определялись противостоянием официальной православно-монархической идеологии и поддерживавших её консервативных теорий (церковных и светских) с идеологией модернизации общества, крайним полюсом которой были призывы к революционному обновлению страны. Поэтому предметом исследований социальной стороны религии прежде всего стал вопрос о характере влияния религиозной веры и церкви на внутреннее состояние и перспективы развития российского общества. Среди ведущих мотивов были выяснение и оценка тех последствий, которые имела для государственности, культуры и национального самосознания существовавшая в России система религиозных отношений.
Большинством приверженцев самобытности и особого пути России отношения между церковью, государством и обществом рассматривались преимущественно в историософском и богословском аспектах – как благотворный фактор дальнейшего развития. Этот подход мало что давал для объяснения подлинного положения религии и церкви в российской жизни, характеризовавшегося формализмом и стагнацией в пореформенный период.
Одновременно существовало и усиливалось идейное направление, видевшее перспективу России в революции и социализме и потому критически настроенное к религиозному укладу общественной жизни. Последователи революционной демократии, коммунистических идей и анархизма трактовали социальную роль религии в России как удержание общества в примирённости с положением, обеспечивающим приоритет эксплуататорской его части. Общим свойством для данного направления было убеждение в исключительно социальной природе религии, а именно в её произрастании из несовершенства общественного устройства, с упразднением которого исчезнет и религиозная потребность.
С распространением позитивизма в России во взглядах многих теоретиков на религию стал отчётливо проявляться эволюционизм. Независимо от меры убедительности в суждениях сторонников позитивизма можно сказать, что отечественная мысль вышла на новый уровень исследования религиозной жизни общества. Религия рассматривалась как органичный фактор в целостной системе общественных явлений, делались попытки вычленить основные элементы религиозной сферы и определить их социальную функциональность.
На рубеже 19 и 20 вв. подавляющее большинство писавших о религии и обществе не были в собственном смысле слова социологами. Среди наиболее заметных авторов – М. А. Бакунин, В. Д. Бонч-Бруевич, Т. И. Буткевич, С. С. Глаголев, Ф. Ф. Зигель, П. Л. Лавров, С. В. Максимов, С. П. Мельгунов, Р. А. Орбели, А. С. Пругавин, М. М. Тареев, М. М. Филиппов. В основном они представляли историко-аналитическую и философскую области российской социальной мысли, либеральную, консервативную или социалистическую идеологию, богословие.
Но были и социологические труды, авторы которых рассматривали отдельные вопросы религии (Е. В. Де Роберти), Н. И. Кареев, Б. А. Кистяковский, Л. И. Мечников, Л. Е. Оболенский, П. Б. Струве, П. С. Юшкевич). Первые значимые попытки социологического объяснения религии относятся к концу 19 в. (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Выдающаяся роль в этом деле, безусловно, принадлежит М. М. Ковалевскому, своими трудами давшему пример непредвзятого анализа общественных процессов и дистанцированности научных исследований от обслуживания каких-либо политических или идеологических целей. В начале 20 в. выдвигались и идеи религиозной (христианской) социологии (С. Н. Булгаков, А. И. Введенский). Политическая ситуация в России того времени весьма способствовала также популярности марксистской концепции социальной сущности религии (Г. В. Плеханов).
По сравнению с трудно становившейся теоретической социологией эмпирическое изучение общественных процессов в России было более организованным и по-своему продуктивным. Его отличала высокая статистическая насыщенность. Именно в недрах ведомственной и земской статистики, достаточно развитой в пореформенный период, складывались основания российской эмпирической социологии. Преобладал метод статистического наблюдения – описание различных компонентов массовых социальных процессов, позволяющее устанавливать повторяемость однородных явлений, выяснять их соотношения и связи, прослеживать изменения. Все это включало в свой оборот материал из религиозной сферы. Но дальше обширных статистических сводок, подобных таблицам распределения населения страны по вероисповеданиям, дело не шло.
Если присутствие социологического интереса к религии в дореволюционной России не вызывает сомнения, то о наличии специального выделившегося направления социологии, имеющего своим предметом религию, говорить вряд ли возможно. Не могла быть таковым направлением даже совокупность социологических идей русских философов и теоретиков разных общественных движений. Полемичность их взглядов переводила социальную проблематику религии из предмета исследования в повод для выражения своих идейно-политических позиций. Научная аналитика нередко уступала место социальной публицистике и сугубо оценочному подходу. Из такой ситуации, собственно, и следовало отсутствие у истоков российской теоретической социологии какой-либо цельной и авторитетной исследовательской концепции религии.
Тем не менее начало 20 в. было ознаменовано тенденцией в отечественной социологии к теоретическому объяснению вопросов религии и общества. Происходило размежевание нарождавшегося социологического подхода к религии с социальными взглядами религиозных философов и политико-идеологической нормативностью общественных движений. Достаточно успешно шло знакомство с иностранными теориями социологии религии (трудами М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.). Среди отечественных исследователей, ближе всего подошедших к формированию теоретических моделей социологического изучения религии, были П. А. Сорокин и Н. С. Тимашев, большая часть научной деятельности которых в послереволюционное время прошла за рубежом.