Кудрин Алексей Леонидович
Ку́дрин Алексе́й Леони́дович (род. 12.10.1960, г. Добеле, Латвийская ССР, ныне Латвия), российский государственный деятель, действительный государственный советник РФ 1-го класса (1996). Окончил экономический факультет Ленинградского государственного университета (1983).
Молодые годы
После окончания университета стажёр-исследователь Института социально-экономических проблем АН СССР (1983–1985), аспирант Института экономики АН СССР (1985–1988), научный сотрудник Института социально-экономических проблем АН СССР (1988–1990).
Кандидат экономических наук (1988), доктор экономических наук (2018).
На работе в администрации Ленинграда – Санкт-Петербурга (1990–1996)
Заместитель председателя Комитета по экономической реформе (привлечён к работе председателем Комитета – А. Б. Чубайсом) исполкома Ленинградского городского совета народных депутатов (1990–1991). Заместитель председателя Комитета по управлению Ленинградской зоной свободного предпринимательства (1991). Заместитель председателя Комитета по экономическому развитию (1991–1992). Председатель Главного финансового управления мэрии Санкт-Петербурга (1992–1993; впоследствии переименовано в Финансовый комитет). В 1993–1996 гг. заместитель, 1-й заместитель мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака, член правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета экономики и финансов мэрии.
В Администрации Президента РФ
В 1996–1997 гг. заместитель руководителя Администрации Президента РФ, начальник Главного контрольного управления Президента РФ.
На работе в Правительстве РФ (1997–2011)
1-й заместитель министра финансов РФ (март 1997 – январь 1999, июнь 1999 – май 2000). Министр финансов РФ (18 мая 2000 – 26 сентября 2011), одновременно заместитель председателя Правительства РФ (18 мая 2000 – 9 марта 2004; 24 сентября 2007 – 26 сентября 2011). Член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ (2006–2011). Председатель (2010–2011) и член президиума (2013–2018) Совета при Президенте РФ по развитию финансового рынка.
Член совета директоров (1997–1998) и наблюдательного совета (2000–2011, 2012–2018) Сбербанка России, председатель совета директоров Банка ВТБ (2002–2011), Национального банковского совета Банка России (2002–2011), государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (2004–2011). Управляющий от Российской Федерации в Международном валютном фонде (2000–2011), в Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (2004–2011).
Член совета директоров «Газпрома» (1998–2000), 1-й заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» (январь – май 1999). Председатель совета директоров алмазодобывающей компании «Алроса» (2002–2011).
Координировал работу федеральных органов исполнительной власти в вопросах введения единой финансовой, кредитной и денежной политики, управления государственным долгом и финансовыми активами РФ, государственного финансового планирования, разработки и исполнения государственного бюджета, совершенствования бюджетной системы, разработки и реализации налоговой, инвестиционной политики и др. Содействовал вступлению России в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в 2003 г.
Способствовал формированию бездефицитного федерального бюджета [в 2001 профицит составил 216,1 млрд руб. (2,4 % ВВП), в 2002 – 142 млрд руб. (1,3 % ВВП)]; созданию Стабилизационного фонда РФ (январь 2004), аккумулировавшего поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых; активной выплате внешней задолженности [за 10 лет сократилась с 143,7 млрд долл. США (2001) до 36,0 млрд долл. США (2011)].
Один из инициаторов налоговой реформы 2000 г. Способствовал введению «плоской шкалы» подоходного налога в 13 % (установлена 2-й частью Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2001), снижению налога на прибыль (с 35 до 24 %; с 1 января 2002) и ставки НДС (до 18 %; с 1 января 2004), отмене налога с продаж (с 1 января 2004). Кроме того, по его инициативе был ликвидирован ряд пробелов в законодательстве, использовавшихся для уклонения от налогов, ликвидированы внутренние оффшоры и т. п. Непосредственным результатом налоговой реформы, помимо упорядочения и повышения уровня прозрачности налогообложения, стало сокращение нагрузки почти на все виды бизнеса.
В 2004 г. ввёл новые бюджетные правила. Устанавливалась цена отсечения – уровень цен на сырьё, на который государство ориентируется при планировании бюджета (составил 20 долл. за баррель нефти в 2004, 27 долл. в 2006). За счёт перечисления нефтегазовых доходов, поступающих в бюджет свыше цены отсечения, производилось формирование Стабилизационного фонда. Динамика цен на нефть опережала рост цены отсечения. В Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.
В 2007 г. предложил проект федерального бюджета на 3 года (2008–2010) – прежде все бюджеты принимались на 1 год. Принципиально новый подход («метод скользящей трёхлетки») предполагал использовать утверждённые проекты 2-го и 3-го года в качестве основы для следующего бюджета. Введение «трёхлетки» должно было дать возможность региональным и местным властям понять, какой объём помощи они получат из федерального бюджета на обозримую перспективу; ведомства и бюджетные учреждения получили возможность заключать долгосрочные контракты, в том числе по государственным закупкам и оборонному заказу. В перспективе «трёхлетка» должна была привести к более эффективному использованию бюджетных денег, росту результативности расходов. Проект был одобрен Государственной думой, и в дальнейшем трёхлетнее планирование легло в основу бюджетной политики государства (исключение – принятый в конце 2015 бюджет на следующий год).
С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд был разделён на Резервный фонд для финансового обеспечения нефтегазового трансферта (забрал себе основную долю прежних ресурсов Стабилизационного фонда) и Фонд национального благосостояния (заполнялся излишками после наполнения Резервного фонда; основная задача – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ). Параметры для формирования бюджета на период 2008–2010 гг. были установлены следующим образом: величина ненефтегазового дефицита бюджета – 4,7 % ВВП; нефтегазовый трансферт – объём нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета, – 3,7 % ВВП; пороговый объём Резервного фонда – до 10 % ВВП, после преодоления порога нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния. В связи с кризисом 2008 г. новой ценой отсечения стал уровень 45–50 долл. за баррель нефти, который обеспечивал нефтегазовый трансферт на уровне 4,7 % ВВП.
Биография с 2011 г.
Председатель наблюдательного совета Московской биржи (2014–2018). Заместитель председателя Экономического совета при Президенте РФ (2016–2018). Председатель совета Центра стратегических разработок (2016–2018), занимался разработкой предложений к Стратегии развития России.
Председатель Счётной палаты РФ (2018–2022).
С декабря 2022 г. приступил к работе в компании «Яндекс» в качестве советника по корпоративному развитию.
Научная и преподавательская деятельность
Профессор кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук (2011–2022), декан факультета свободных искусств и наук (2011–2022) Санкт-Петербургского государственного университета.
Главный научный сотрудник Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара (с 2010). Главный редактор Russian Journal of Economics (с 2015).
Общественная деятельность
Председатель попечительских советов Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара (с 2010) и Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (с 2010), Совета директоров Российской экономической школы (с 2020), учредитель и член попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге (с 1994), член попечительских советов Мариинского театра (с 2000) и Эрмитажа (с 2003).
Член оргкомитета «Гайдаровского форума» (2010), учредитель неправительственной организации «Комитет гражданских инициатив» (создана в апреле 2012). По итогам 2020 г. вошёл в топ-100 ведущих политиков России по версии Агентства политических и экономических коммуникаций.
Научные взгляды и труды
Сторонник либеральных экономических реформ, монетаристской модели развития, цифровизации экономики, приватизации нефтяного сектора. Явился одним из идеологов пенсионной реформы, предполагающей подъём пенсионного возраста.
Автор научных трудов в области экономики и финансов. В кандидатской диссертации «Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования» отстаивал тезис о необходимости поощрения конкуренции между предприятиями в рамках социалистической экономики.
В докторской диссертации «Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики» обосновал вывод о том, что бюджетная политика 2010-х гг. не была оптимальной с точки зрения обеспечения выхода экономики России на траекторию устойчивого экономического роста. В связи с этим предложил бюджетный манёвр, который предусматривает перераспределение бюджетных средств от непроизводительных расходов в пользу производительных статей (на образование, здравоохранение, транспортную инфраструктуру). Предложил корректировку действующих бюджетных правил в сторону их большей гибкости и скоординированности с решением задачи финансирования структурных преобразований. Определил наиболее благоприятные условия и показатели для выхода на внутренний и внешний рынки капиталов, обосновал необходимость и возможность осуществления внешних заимствований в большем объёме, чем это необходимо для финансирования текущих потребностей бюджетной сбалансированности, с тем чтобы снизить эффект вытеснения частных расходов государственными, а также купировать риски взрывного роста ставки новых государственных заимствований в периоды плохой макроэкономической конъюнктуры.
Книга «Государственные финансы Ренессанса: Карафа – Ортис – Боден» (2015) содержит подготовленные А. Л. Кудриным переводы и комментарии отрывков трудов крупнейших авторов в области государственных финансов 15–16 вв.: итальянца Д. Карафы «Об обязанностях царя и хорошего правителя» (около 1485), испанца Л. де Ортиса «Мемориал Королю Фелипе» (1558) и француза Ж. Бодена «Шесть книг о республике» (1583).
В двухтомнике «Экономическое развитие России» (2020) собраны основные статьи, выступления и интервью А. Л. Кудрина с начала 1990-х гг. до конца 2019 г. В опубликованных работах затрагиваются различные аспекты экономического развития страны и бюджетной политики, дана характеристика Стабилизационного фонда, проанализированы способы преодоления кризиса и обеспечения экономического роста. Впервые опубликованы тексты выступлений Кудрина в его бытность министром финансов на заседаниях коллегий Министерства финансов и совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития, характеризующие стиль его работы как министра финансов.
Автор учебно-методических пособий для студентов «Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета» (2006), «Бюджетная политика и глобализация» (2008), «Финансовый кризис и бюджетная устойчивость» (2009).
Почётный профессор ряда российских и зарубежных вузов, в том числе Санкт-Петербургского государственного университета (2002), НИУ «Высшая школа экономики» (2009), Бурятского государственного университета (2011), Дагестанского государственного университета (2011), Эдинбургского университета (2015), почётный доктор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (2012).
Почётный гражданин Томской области (2004) и Махачкалы (2011).
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й (2005), 3-й (2010) и 2-й (2020) степени, Дружбы (2011), а также учреждённой Правительством РФ медалью П. А. Столыпина 1-й степени (2010).