Шварцман Михаил Матвеевич
Шва́рцман Михаи́л Матве́евич (4.6.1926, Москва – 18.11.1997, там же), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог.
В 1950–1956 гг. учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова), сначала на отделении художественного металла, затем – монументальной живописи у П. В. Кузнецова, А. В. Куприна, Л. А. Казенина. Студентом увлёкся византийским и древнерусским искусством, постимпрессионизмом, фовизмом, творчеством П. Пикассо. В 1957–1958 гг. работал главным художником в павильоне «Просвещение» на ВДНХ. В начале 1960-х гг. Шварцман познакомился с представителями неофициального искусства, но практически не участвовал в выставках, устраивал домашние просмотры.
Ранний период творчества представлен главным образом импрессионистическими пейзажами. В 1957 г. появились работы цикла «Остранения» («Стакан воды», 1957, фонд «Музей искусства авангарда»). Отстранённость лиц-ликов, подчёркнутая плоскостность и статичность фигур, их компоновка, отсылающая к композиционным приёмам иконописи, предвосхищали художественную концепцию Шварцмана – «иератизм». С 1962 г. начали возникать работы, относимые автором к периоду «Ликов» (преимущественно серия «Вестники», 1962–1976). Имеющие сходство с иконой и произведениями русского авангарда (например, «крестьянским» циклом К. С. Малевича, циклом «Мистические головы» А. Г. Явленского) работы этого периода – «протофеноменальные иературы» (метапортреты): «Метапортрет» (1960-е гг., Третьяковская галерея, Москва; далее – ГТГ), «Михаил (Имя собственное)» (1962, фонд «Музей искусства авангарда»), «Вестник (Александра)» (начало 1970-х гг., собрание Н. Зандман). Уже в первых «Ликах» Шварцман практически отказался от масляных красок, создавая работы по образцу икон, используя темперное письмо по левкасу на доске (нередко сохранял холст как основу; с 1985 также работал темперой на оргалите). Шварцман постепенно увеличивал размер работ, в конце 1980-х гг. некоторые из них превышали два метра в высоту («Без названия № 8», 1992, собрание автора).
С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. В 1963 г. создал три монументальных панно в здании Московского инженерно-физического института (ныне Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»; совместно с Г. А. Дауманом). В 1966–1985 гг. работал главным художником графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР, где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана (И. Антонова, Л. Бодина, Н. Василевская, О. Вельчинская, А. Гальперина, Б. Кузнецов, И. Мудрова, И. и Э. Тер-Аракелян, М. Фёдоров, А. Шумилин и др.). Шварцман с сотрудниками на основе его связанной с «иератической» концепцией методики разработали многочисленные образцы фирменного стиля, товарных знаков, ярлыков и т. д.
С 1970 г. свои картины и рисунки Шварцман называл «иературами» (отличая их как от картин, так и от икон; конкретные названия были даны лишь в ходе подготовки первой персональной выставки Шварцмана в 1994 в ГТГ), поскольку их создатель – не художник, а «иерат». Архитектонические, стремящиеся к структурной и цветовой симметрии, беспредметные формы «иератур» производят впечатление устойчивости, сбалансированности и, одновременно, благодаря каллиграфическому многосложному письму, внутренней динамики. Сдержанность колорита подчёркивает эффект внутренней сосредоточенности и медитативное начало в создании и восприятии «иератур» («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, ГТГ; «Горькие травы», 1977–1986, Фонд М. Шварцмана). Внешне «иературы» отсылают к византийской и древнерусской иконописи, средневековым эмалям, искусству Древнего и Дальнего Востока, архаики и т. д. Своим теургическим пониманием роли искусства творчество Шварцмана наследует традициям символизма и русского религиозно-философского модернизма, установкой на выражение абстрактными формами духовного начала – художественному модернизму (например, творчеству В. В. Кандинского), своим визионерством и пафосом новаторства – русскому авангарду (супрематизму, в пластическом отношении – аналитической школе П. Н. Филонова и «органической культуре» М. В. Матюшина). «Иературы», однако, рассматривались Шварцманом в отрыве от любых влияний и связей. Параллельно с живописными Шварцман создавал графические «иературы», как правило, организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971; «Иературы истины»; «Структуры», обе – 1970-е – 1980-е гг.; «Прозрения», 1987, и др.).
В 1975 г. Шварцман организовал «иератическую школу», куда вошли В. Башенин, Д. Горохов, Д. Комиссаров, Н. Медведев, Г. Спирин, В. Теплухин, М. Фёдоров, А. Чащинский (просуществовала до 1979).