Рох Франц
Рох Франц, Франц Ро (Franz Roh) (21.2.1890, Апольда, Тюрингия – 30.12.1965, Мюнхен), немецкий историк искусства, художественный критик, фотограф, мастер фотоколлажа.
Изучал историю в Лейпцигском (у К. Лампрехта), философию – в Йенском (у Г. Ноля), историю искусства – в Базельском (1913) и Берлинском (у А. Гольдшмидта; 1914–1915) университетах. Ассистент Г. Вёльфлина на факультете истории искусств Мюнхенского университета (1916–1919). Под его руководством защитил докторскую диссертацию «Голландская живопись 17 века» (1920), но, проявив политическую активность в период Баварской советской республики 1919 г., не смог затем претендовать на должность профессора Мюнхенского университета. Публиковал критические заметки и научные статьи в журналах Cicerone, Das Kunstblatt, Die neue Stadt (в том числе о А. Дюрере, П. Брейгеле Старшем, П. П. Рубенсе). Сблизился со многими современными художниками, особенно с Г. Гроссом, М. Эрнстом, К. Швиттерсом и В. Баумейстером.
В 1925 г. выпустил свою знаковую монографию «После экспрессионизма – магический реализм: проблемы новейшей европейской живописи» («Nach Expressionismus – Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei»), в которой объяснял массовое обращение художников послевоенного времени к фигуративности с позиций феноменологии и экзистенциализма, применив к анализу современного искусства формально-стилистический метод своего учителя Г. Вёльфлина и выделив более 20 антонимичных пар понятий, по которым и провёл сравнение до- и послевоенного искусства. Имя Ф. Роха поныне связывается с изучением магического реализма как явления, отразившего обращение к реалистическому художественному языку, и в то же время – очевидный отход от реализма в содержании, что было отмечено Рохом по отношению к творчеству Дж. де Кирико, П. Пикассо, Г. Гросса и других художников. В 1927 г. монография была переведена на испанский язык и опубликована в основанном Х. Ортегой-и-Гассетом журнале Revista de Occidente («Западный журнал») как важнейший текст о современном положении художественной жизни в Европе, одновременно показав возможность экстраполяции термина «магический реализм» из области изобразительного искусства на литературу.
В качестве дополнения к выставке Немецкого Веркбунда «Кино и фото» (1929, Штутгарт) совместно с художником Я. Чихольдом опубликовал альбом «Фотоглаз. 76 снимков нашего времени» («Foto-Auge. 76 Fotos der Zeit», 1929), зафиксировавший господство прямой фотографии как наиболее актуального течения. В книге представлены работы М. Эрнста, Г. Гросса, Дж. Хартфилда, Х. Хёх, Л. Мохой-Надя, Мэн Рэя, А. Ренгер-Патча, Дзиги Вертова, Э. Уэстона. Обложку украшал фотографический автопортрет Л. М. Лисицкого (1924).
В 1933 г. осуждён национал-социалистами как пособник «дегенеративного искусства» с последующим запретом на публикации его работ; несколько месяцев провёл в концлагере в Дахау.
В 1946 г. его женой стала Юлиана Рох (Барч) – историк искусства, впоследствии крупнейший специалист по немецкому искусству 1960-х гг.
Сыграл важную роль в послевоенной науке об искусстве. Сотрудничал с Die neue Zeitung, был комментатором на радиостанции американской военной администрации Radio München. В 1951–1958 гг. – первый председатель немецкого отделения Международной Ассоциации художественных критиков (Association Internationale des Critiques d’Art, AICA). Один из инициаторов создания группы немецких художников ZEN 49 (1948–1949), основатель и председатель (1952–1965) «Общества друзей молодого искусства» (Gesellschaft der Freunde junger Kunst) в Мюнхене.
Профессор Мюнхенского университета (1946–1953). В период работы в университете опубликовал начатую ещё в заключении книгу «Непризнанный художник: история и теория культурного непонимания» («Der verkannte Künstler. Studien zur Geschichte und Theorie des kulturellen Mißverstehens», 1948), несколькими годами позднее – монументальный труд «История немецкого искусства с 1900 года до наших дней» («Geschichte der deutschen Kunst von 1900 bis zur Gegenwart», 1958). В 1950 г. организовал дискуссию с Х. Зедльмайром; её результатами стали аргументы против пессимистических прогнозов развития современного искусства, выраженных Зедльмайром в книге «Утрата середины» («Verlust der Mitte», 1948). Эти аргументы легли в основу сочинения Роха «Спор о современном искусстве. Полемика с противниками новой живописи» («Streit um die moderne Kunst. Auseinandersetzung mit Gegnern der neuen Malerei», 1962).
С 1920-х гг. выставлял свои собственные работы в технике фотоколлажа; многие из них близки по духу к сюрреализму.