Шлик Мориц
Шлик Мо́риц, Фридрих Альберт Мориц Шлик (Friedrich Albert Moritz Schlick) (14.4.1882, Берлин, Германия – 22.6.1936, Вена, Австрия), австрийский философ, один из лидеров логического позитивизма, основатель Венского кружка. Изучал естественные науки и математику в университетах Гейдельберга, Лозанны и Берлина (докторская диссертация по физике под руководством М. Планка в 1904), психологию в Цюрихском университете. С 1911 г. преподавал в университетах Ростока и Киля (профессор с 1921); в 1922 г. возглавил кафедру истории и теории индуктивных наук в Венском университете, сменив Э. Маха. В Вене общался с Р. Карнапом и Л. Витгенштейном, оказавшим на Шлика значительное влияние. Гибель Шлика от рук убийцы-фанатика положила конец официальному существованию Венского кружка.
Подвергнув критике господствовавшее в немецких университетах неокантианство (особенно кантовскую идею о синтетических априорных суждениях), Шлик подчёркивал безусловный ценностный приоритет эмпирического знания и необходимость эмпирического обоснования науки. Задачу философии Шлик видел в анализе смысла суждений, образующих системы знаний, в частности в исследовании способов связи между понятиями и фактами в научном познании. Научные теории – логические системы, позволяющие систематизировать факты и выводить их в качестве следствий из принимаемых посылок (аксиом, постулатов). Теоретические выводы без эмпирической интерпретации представляют собой совокупность аналитических суждений и потому тавтологичны, не несут какой-либо информации; эмпирический смысл сообщается им лишь в том случае, если они в принципе могут быть проверены опытом, верифицированы. При этом процедуру верификации Шлик понимал как формулировку предложений, фиксирующих чувственные переживания субъекта в непосредственном опыте. Теоретические объекты (микрочастицы, поля и т. п.) реальны в том смысле, что суждения о них могут (по определённым правилам) применяться к действительности. В то же время любой объект познания (как наблюдаемый, так и ненаблюдаемый) конструируется познающим субъектом, поэтому существование объектов «самих по себе» (аналог кантовской «вещи в себе») является метафизической псевдопроблемой. Именно в отказе от псевдопроблем, вызывающих бесконечные и бесплодные споры, заключён тот «поворот в философии», к которому призывал Шлик.
Принципы эмпирического обоснования Шлик, помимо естествознания, распространял и на сферу этики, где его интересовала проблема свободного, т. е. не вынужденного определёнными законами, поведения. Только определяемый свободной волей (желанием или нежеланием) поступок может быть оценён как нравственный или безнравственный. Образец свободного поведения Шлик видел в игре и вызываемом ею чувстве радости.