Аналитические и синтетические суждения
Аналити́ческие и синтети́ческие сужде́ния, разделение суждений (утверждений, предложений) в зависимости от способа установления их истинности: аналитическими называются суждения, истинность которых устанавливается путём логико-семантического анализа терминов; синтетическими называются такие, истинность которых обосновывается посредством обращения к внешней информации, к знаниям о внелогической действительности.
Разделение на аналитические и синтетические суждения намечается уже у Г. В. Лейбница, различавшего «истины разума» и «истины факта», а также у Д. Юма, разграничившего «отношение идей» и «положение дел». Явную формулировку этого разделения и сами термины «аналитические и синтетические суждения» дал И. Кант по отношению к суждениям с субъектно-предикатной структурой. Синтетические суждения, по Канту, могут быть как апостериорными, так и априорными. Противопоставив свою позицию Канту, представители логического позитивизма (Р. Карнап и др.) отождествили класс синтетических истин с классом эмпирических «предложений наблюдения», а аналитические истолковали как основанные на конвенционально устанавливаемых правилах языка (не содержащих знания о мире). В общем русле дискуссий о выдвинутой неопозитивистами т. н. стандартной концепции анализа науки подобная жёсткая дихотомия аналитических и синтетических суждений неоднократно подвергалась критике (У. Куайн и др.).
В современной логике и методологии науки, опирающихся на идеи логической семантики, аналитичность понимается как возможность обоснования утверждений при помощи лишь исходных семантических правил данного языка, а синтетичность предполагает обращение к внеязыковым факторам. Таким образом, различение аналитичности и синтетичности фиксирует реальную методологическую проблему – выделение исходных оснований построения языков науки и той эмпирической информации, которая в них используется.