Шаррон Пьер
Шарро́н Пьер (Pierre Charron) (1541, Париж – 16.11.1603, там же), французский философ и богослов, представитель ренессансного скептицизма; ученик и продолжатель философской линии М. де Монтеня. Окончив Парижский университет, несколько лет работал адвокатом, затем обратился к углублённому изучению теологии и стал каноником; был придворным проповедником Маргариты Наваррской.
Главное сочинение – трактат «О мудрости» («De la sagesse», 1601). Шаррон выделял три вида, или уровня, мудрости: Божественную, человеческую, мирскую. Низшая среди них – мирская, она вдохновляется жадностью, сладострастием, честолюбием. Она заслуживает всяческого осуждения, ибо является «безумием перед Богом». Наивысшая – Божественная мудрость, к её постижению устремлены метафизики и теологи. Их способ действий различен. Метафизики мудрость связывают с умозрительным познанием принципов и первых причин, теологи – с постижением Божественных вещей, позволяющих судить о человеческих деяниях и управлять ими.
Предметом своего главного труда Шаррон объявляет человеческую мудрость. В её основе, по его мнению, лежит самопознание, которое является путём к любому благу. В душе изначально заложены семена всех знаний, поэтому подлинный мудрец больше узнает из анализа своей души, чем из книг. Через самопознание человек поднимается к познанию Бога лучше и вернее, чем через знание обо всём остальном мире. Самопознание предполагает тщательное изучение не только собственных поступков, но и самых тайных мыслей, их рождения и развития, ибо только это может помочь избавиться от недостатков. Мы сами для себя – «наиболее прекрасное зеркало и наилучшая книга». Человеческий разум ограничен, не может достичь окончательной истины, его удел – вечные её поиски. Заблуждения разума часто проистекают из недостоверности чувств, а также влияния страстей и расхожих ложных мнений.
Важное условие мудрости – полная свобода разума, благодаря которой человек должен освободиться от власти предрассудков и рабского следования древним авторитетам. Шаррон выступает против «несправедливой тирании», выражающейся в стремлении подчинить суждения людей идеям прославленных древних авторов. Он подвергает уничижительной критике доктрину Аристотеля, который, по Шаррону, «хотел казаться самым ловким», обвиняя в ошибках всех предшественников, но сам защищал наиболее «тягостные нелепости», касающиеся души, вечности мира, различных физических вопросов. Аристотель, по мнению французского скептика, постоянно себе противоречил.
Согласно Шаррону, к человеческой мудрости можно приобщиться двумя путями: благодаря врождённым качествам, соединённым с правильным воспитанием, кроме того, посредством изучения философии, причём в этом случае важны не все её части, а мораль, подлинный «светоч, руководитель и закон нашей жизни». Именно мораль выступает надёжным истолкователем природы, просвещает человека относительно должного поведения в публичной, равно как и частной жизни. Мораль для Шаррона – «истинная наука о человеке», то, что выходит за её пределы, отнюдь не всегда полезно и необходимо, но зачастую суетно и бесплодно. Глупость, как начало противоположное мудрости, также проистекает из двух источников: может быть следствием исходного темперамента либо недостатка культуры, дурного воспитания. Подлинная мораль обучает человека умению правильно жить и достойно умереть.
Характеризуя свой метод, Шаррон противопоставлял его схоластическому педантизму и искусственному многословию с претензией на красноречие. Защищаемые им суждения, согласно Шаррону, высказываются прямо, открыто, их единственная ценность – в согласии с доводами разума. Только в области религии достаточно авторитета, без всякой опоры на разум. Но в сфере морали и человеческой мудрости всё иначе. Мудрость среди людей – явление редкое, а не общераспространённое. Человеческая мудрость, по Шаррону, отнюдь не учит избегать общества, напротив, она делает людей по-настоящему готовыми к гражданской жизни. Государство – опора и душа системы отношений между людьми, оно представляет собой порядок властвования и послушания. Государство придаёт обществу единство, без которого тому невозможно существовать. Суверенитет состоит в абсолютном, безусловном могуществе, предписывающем как общие, так и частные законы. Проекты установления общности материальных благ либо их уравнительного распределения, по мнению философа, обречены на неудачу. Имущественное неравенство необходимо для общества, но должно быть смягчено в своих крайностях за счёт ограничения таких явлений, как ростовщические кредиты и т. п. Шаррон разграничивал три уровня жизни: внутреннюю (частную), домашнюю, публичную. Мудрецу, по Шаррону, должны быть присущи 4 главные добродетели: благоразумие, справедливость, мужество, умеренность.
Мнение Шаррона о том, что мораль не выводится из религии, а основана на разуме, вызвало со стороны клерикалов обвинение в атеизме. Сам Шаррон, однако, был убеждён в том, что его философия полностью согласуется с католичеством, и считал ложными все существующие религии, кроме христианства. Идеи Шаррона оказали влияние на П. Гассенди, Б. Паскаля, П. Бейля и др.