Сан-Микеле-ин-Изола
Сан-Мике́ле-ин-И́зола (San Michele in Isola; Сан-Микеле-ди-Мурано, San Michele di Murano), монастырская церковь на о. Сан-Микеле в Венеции, памятник архитектуры раннего Возрождения.
Принадлежала одноимённому монастырю ветви камальдулов ордена бенедиктинцев, существовавшему в 1212–1817 гг., – одному из важнейших центров духовной жизни Венеции. В 1-й половине 15 в. вокруг его старой романской церкви, освящённой в честь архангела Михаила, возведены новые постройки: монастырский двор (кьостро), библиотека и скрипторий, в котором около 1450 г. монахом фра Мауро была создана карта мира (Национальная библиотека Марчиана, Венеция).
Основание новой церкви с тем же посвящением относится к 1468 г. Архитектором был назначен М. Кодусси, и церковь Сан-Микеле-ин-Изола, по-видимому, самое раннее его самостоятельное произведение. Церковь освящена в 1477 г., однако строительство продолжалось до 1478–1479 гг.
Церковь Сан-Микеле-ин-Изола стала первым зданием в Венеции, в архитектуре которого последовательно применён раннеренессансный стиль. Его черты наиболее заметны в структуре и декоре фасада. С помощью ордера М. Кодусси трансформировал традиционную форму ломбардо-венецианского готического фасада с трёхлопастным завершением в соответствии с принципами ренессансной архитектуры, близкими идеям Л. Б. Альберти. Вся плоскость фасада облицована истрийским камнем и мрамором; нижний ярус рустован по аналогии с Палаццо Пикколомини в Пиенце (архитектор Б. Росселлино, вторая половина 15 в.). В округлых сегментах верхней части используется мотив морской раковины. В декорировании фасада участвовал скульптор Амброджо Бароччи. От современных ей венецианских построек церковь Сан-Микеле-ин-Изола отличается высочайшим уровнем исполнения и классической ясностью образа. Фасадная схема церкви получила дальнейшее развитие в двух других работах Кодусси – церквях Сан-Дзаккария (1483 – около 1500) и Сан-Джованни-Кризостомо (1497–1525) – и послужила прототипом для церковных фасадов в Истрии и Далмации.
В интерьере М. Кодусси развивал принципы, заложенные Ф. Брунеллески. Церковь принадлежит к типу базилики с клеристорием и тремя нефами, разделёнными колоннадами. Нефы перекрыты плоскими кессонированными потолками. Оригинальное устройство получила восточная часть церкви: над квадратным в плане пресбитерием перед центральной апсидой возвышается купол без барабана, пространство перед апсидами боковых нефов перекрыто вспарушёнными сводами. Подобная композиция хора оказала влияние на другие церкви Венеции: Санти-Джоббе-э-Бернардино (1470-е гг.), Санта-Мария-деи-Мираколи (1481–1489, обе – архитектор П. Ломбардо). Сохранился также барко – поднятый на субструкции хор для размещения монахов во время службы, пересекающий неф в западной части (около 1480). Резные деревянные сидения барко, украшенные интарсиями, были созданы между 1523 и 1524 гг. Алессандро Биньо.
Церковь служила местом захоронения многих аристократических семей Венеции (Лоредан, Дона, Дзордзи, Больду, Приули и др.). Для заупокойной капеллы Марко Дзордзи в южной алтарной капелле (1477) написано «Воскресение» Джованни Беллини (1479, ныне в Государственных музеях Берлина). В 1480 г. с севера к церкви пристроена капелла Приули (Капелла-делла-Кроче), в которой находились «Алтарь Приули» Джованни Беллини (1511–1513; по другим данным, около 1507, ныне в Академии художеств, Дюссельдорф) и византийская ставротека (12 в.; ныне в монастыре камальдулов в Фонте-Авеллане, Апулия). В 1485–1500 гг. на средства Пьетро Больду около северо-восточного угла церкви сооружена сакристия. Её свод расписан в стиле рококо (1712, художник Р. Мауро).
Из церкви Сан-Микеле-ин-Изола происходят дверцы органа, расписанные Бернардино да Асола (1526, музей Коррер, Венеция; орган разобран в 19 в.). В центральном нефе церкви, на западной стене, – надгробие (завершено в 1623) кардинала Джованни Дельфино (1545–1622): скульпторы П. Бернини (аллегорические фигуры Веры и Надежды) и Дж. Л. Бернини (портретный бюст кардинала). В 1686–1687 гг. в главной апсиде (капелла Лоредан) был установлен новый алтарь в стиле барокко (скульптор П. Каллало).
У северо-западного угла церкви – шестигранная Эмилианская капелла (1528–1543, архитектор Г. деи Гриджи), перекрытая уникальным куполом из двух оболочек – каменной (внешней) и кирпичной (внутренней), соединённых между собой стержнем. Внутри – 3 мраморных алтаря (скульптор Дж. Б. да Карона).
С 1829 г. монастырь передан ордену францисканцев. С 19 в. при церкви расположено главное кладбище Венеции – Сан-Микеле.