Россия. География транспорта. Промышленный транспорт
Промы́шленный тра́нспорт Росси́и. В России к нему относятся различные виды транспорта, обслуживающие промышленные предприятия в основном добывающей промышленности и ряда отраслей тяжёлой промышленности. Количество предприятий, имеющих собственное железнодорожное хозяйство, постепенно сокращается (свыше 7 тыс. в начале 2010-х гг.; 10,5 тыс. в начале 2000-х гг.; 12,5 тыс. в конце 1990-х гг.; свыше 30 тыс. в конце 1980-х гг.). Эксплуатационная длина железнодорожных подъездных путей 35 тыс. км (2021; 39 тыс. км в 2019). Из общего числа грузовых вагонов (248,8 тыс. ед.) 25 % принадлежит предприятиям чёрной металлургии, 9 % – угольной промышленности, 5 % – цветной металлургии; ⅔ всех вагонов – думпкары, остальные – хопперы (саморазгружающийся бункерный вагон; для сыпучих грузов, в том числе железорудного агломерата и окатышей), цистерны (для перевозки жидких грузов – кислоты, пека, сжиженных газов, нефти и нефтепродуктов), шлаковозы и чугуновозы. К 2021 г., по сравнению с 1980-ми гг., железнодорожный транспорт предприятий сократил объёмы перевозок примерно вдвое (с 6,4 до 3,2 млрд т). Основная часть грузов – производственные (сырьё, топливо, полуфабрикаты и готовая продукция) и вспомогательные, которые перемещаются между цехами, складами и подразделениями предприятий.
Типичной промышленной железной дорогой является Норильская (изолирована от единой железнодорожной сети страны); перевозит главным образом руды, цветные металлы, строительные материалы, отработанную породу и топливо. Обширной сетью подъездных железных дорог обладают комбинаты полного цикла чёрной металлургии [Магнитогорский, «Северсталь» (Череповецкий), Новолипецкий, Нижнетагильский, «Мечел» (Челябинский), Новокузнецкий, «Уральская Сталь» (бывший Орско-Халиловский), Оскольский электрометаллургический комбинат имени А. А. Угарова], крупные предприятия цветной металлургии (Норильский горно-металлургический комбинат имени А. П. Завенягина, Братский, Красноярский, РУСАЛ Саяногорский, Хакасский, Иркутский и другие алюминиевые заводы), угольные разрезы и шахты (в Кузбассе, Челябинской области, в районе Воркуты, Южно-Якутском бассейне и др.), горно-обогатительные комбинаты (железорудные – Лебединский и Стойленский в Белгородской области, Михайловский в Курской области, Качканарский в Свердловской области, Костомукшский в Карелии; «Апатит» в Мурманской области и др.), нефтегазовые промыслы [в Западной Сибири (самая протяжённая из них Обская – Бованенково – Карская длиной 572 км проходит по территории п-ова Ямал и принадлежит «Газпрому»), Поволжье, на Урале и др.], крупные машиностроительные заводы (Ижорский, Кировский, «Уралмашзавод», ГАЗ, КамАЗ, ВАЗ и др.), лесопромышленные комплексы (в Братске, Усть-Илимске, Сыктывкаре и др.), погрузочно-разгрузочные комплексы и терминалы в морских и речных портах (Санкт-Петербург, Новороссийск и др.), крупные ТЭС и АЭС.
Автомобильный транспорт предприятий и ведомств перевозит грузы (руды, уголь и другие виды минерального сырья, вскрышные породы, ферросплавы, скрап, шлак, стройматериалы и т. п.), а также доставляет грузы на склады и в цеха промышленных, строительных, военных и сельскохозяйственных предприятий. Большегрузная автомобильная техника (грузоподъёмность свыше 20 т) используется на горнодобывающих, металлургических, строительных предприятиях, подвозит грузы к станциям промышленных железных дорог, причалам портов, на обогатительные и перерабатывающие фабрики.
Промышленный трубопроводный транспорт представлен сетью нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, связывающих цеха и подразделения нефте-, газоперерабатывающих, нефте- и газохимических заводов и комплексов (Омский, Ангарский нефтеперерабатывающие, «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Башнефть-Уфанефтехим», «Газпром нефтехим Салават», «ЗапСибНефтехим» и др.), по которым перекачиваются полуфабрикаты или готовая продукция. Его разновидность – пневматический транспорт (под действием сжатого воздуха по трубам перемещаются строительный песок, цемент, древесные и металлические опилки, угольная пыль, бумажные отходы, зерно, мука и другие сыпучие грузы на расстояние до 50 км). Такие транспортные установки с 1970–1980-х гг. действуют на ряде предприятий Волгограда, Тулы, Санкт-Петербурга и других городов. Самым протяжённым (262 км) являлся пульпопровод Белово (Кемеровская область; шахта Инская) – Новосибирская ТЭЦ‑5 (построен в 1986–1989), по которому перекачивалась угольная эмульсия (по проекту 3 млн м3). Его работа прекращена в 2003 г. Гидравлическим транспортом по трубам на расстояние 40 км перемещается концентрат медно-никелевой руды с обогатительной фабрики на Норильский горно-металлургический комбинат.
Водный транспорт перевозит сырьё, топливо, полуфабрикаты, готовую продукцию предприятий собственными судами с собственных причалов морских и речных портов.
Конвейерный транспорт перемещает в пределах промышленных предприятий массовые сыпучие грузы (уголь, руды, песок и др.). Общая протяжённость конвейеров свыше 5 тыс. км, по ним ежегодно транспортируется свыше 570 млн т грузов. Конвейеры действуют на предприятиях горнодобывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов. В 2019 г. подписан контракт на строительство крупнейшего в России 23-километрового угольного конвейера от Солнцевского разреза до морского порта Шахтёрск на Сахалине (монтаж металлоконструкций выполнен более чем на 70 %, август 2022).
В 1987 г. такой же конвейер для транспортировки угля открыт в пределах Канско-Ачинского территориально-производственного комплекса для соединения угольного разреза Берёзовский с Берёзовской ГРЭС.
Канатно-подвесной транспорт используется на промышленных, строительных, лесных и сельскохозяйственных предприятиях для быстрого перемещения сырья из мест добычи к местам переработки или погрузки на другие виды транспорта, полуфабрикатов и топлива между цехами предприятия, а также для удаления пустой породы и отходов производства. Грузовые канатные дороги действуют на заводе «Сода» (с 2013 входит в состав «Башкирской содовой компании», Стерлитамак), ряде цементных заводов (в Новотроицке), азотном заводе в Невинномысске, на магнезитовом заводе в Сатке (Челябинская область) и ряде других предприятий. До 1980–1990-х гг. они функционировали на Воскресенском заводе минеральных удобрений (перевозилась фосфоритовая руда с Лопатинского рудника на завод; Московская область), Соликамском калийном комбинате, Тырныаузском молибдено-вольфрамовом комбинате, Садонских рудниках (Северная Осетия), на Солнечном горно-обогатительном комбинате (Хабаровский край). Для перевозки шахтёров используют подземные пассажирские кресельные подвесные дороги на шахтах «Распадская-Коксовая», «Ерунаковская-VIII», «Алардинская» (Кемеровская область), подземные линии с использованием дизелевозов по подвесной монорельсовой дороге, электровозов – в горизонтальных выработках на других шахтах Распадской угольной компании.