Электровоз
Электрово́з, локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими энергию от контактной сети либо от собственной аккумуляторной батареи. В соответствии с существующими системами электрической тяги электровозы классифицируют: по роду тока в контактной сети (постоянного, переменного тока, двухсистемные, или двойного питания, и др.); по типу торможения (с механическим и электрическим торможением); по типу передачи момента от вала электродвигателя к колёсным парам (с индивидуальным и групповым тяговым электроприводом); по числу секций (двух- и трёхсекционные).
Электровоз состоит из механической части, электрического и пневматического оборудования. К механической части электровоза относятся кузов (как правило, цельнометаллический), рамы тележек, колёсные пары, тяговый привод, рессорные подвески, тормозное оборудование. На механическую часть оказывает влияние рельсовый путь, действуют нагрузки от размещённого на электровоз оборудования, передаются тяговые и тормозные усилия, влияют механические силы, возникающие при движении. В состав электрооборудования, кроме тяговых электродвигателей, входят вспомогательные электрические машины, трансформаторы, статические преобразователи электрической энергии, аппаратура для управления двигателями, защиты электрических цепей, устройства токосъёма и др. К пневматическому оборудованию электровоза относят главный и вспомогательные компрессоры, резервуары сжатого воздуха, краны машиниста и т. п. Особенности конструкции электровоза определяются его номинальной мощностью и максимальной скоростью. Электровоз должен обеспечивать безопасность движения при максимально допустимых скоростях с подвижным составом установленного веса.
Идея использования электрической энергии для тяги рельсового транспорта практически осуществлена Ф. А. Пироцким, который в 1876 г. установил электродвигатель на пассажирском вагоне. Первый опытный электровоз построен в Германии В. фон Сименсом в 1879 г.; начало массовой эксплуатации электровозов относится к 1932–1934 гг.