Вагон-цистерна
Ваго́н-цисте́рна, вид подвижного состава для перевозки по магистральным железным дорогам нефти и продуктов её переработки, химически активных и жидких веществ, товаров, чувствительных к температуре, химикатов, порошкообразных продуктов и др.
В 1865 г. был изобретён роторный нефтяной вагон, облицованный деревянными брусьями, который впервые использовался для перевозки нефти. На смену деревянным цистернам пришли цистерны из кованого железа и нержавеющей стали. Вагоны-цистерны могут быть герметичными, изолированными или неизолированными – в зависимости от транспортируемых жидкостей и газов. Содержимое резервуара должно соответствовать конструкции вагона-цистерны. В 1915 г. разработана система классификации для обеспечения соответствия типа вагона отгружаемому продукту. В 1945–1950 гг. в конструкции вагонов-цистерн сварка была заменена клёпкой как у подрамников, так и у цистерн. Внутренняя часть облицовывается специализированными покрытиями для изоляции содержимого бака от корпуса машины. Вагоны-цистерны могут включать в себя системы отопления или охлаждения.
После ввода в эксплуатацию вагон-цистерна должен проходить технический осмотр на предмет повреждений и коррозии каждые 2 года. Вагоны-цистерны могут состоять из двух и более цистерн, в этом случае каждый отсек должен иметь отдельные фитинги для предотвращения расцепления в случае аварии или схода с рельсов.
В конце 1950-х гг. применение паросиловых установок (паровых машин) на транспорте было заменено 35- и 45-тонными вагонами с вакуумным и воздушным торможением. На смену рамной конструкции вагон-цистерны, в 1969 г. учёными МИИТ и АО «Азовмаш» были разработаны и запущены в производство восьмиосные вагоны-цистерны безрамной конструкции. В таких вагонах-цистернах нагрузки передаются от котла к ходовым частям, что позволяет уменьшить массу вагона-цистерны и повысить её грузоподъёмность. В современных вагонах-цистернах устанавливаются датчики схода с рельсов, а также используется телематика, которая обеспечивают связь и передачу данных на большие расстояния с помощью беспроводных средств.