Причальные сооружения
Прича́льные сооруже́ния, сооружения в портах, предназначенные для удобного подхода и швартовки судов. Совокупность причальных сооружений образует причальный фронт порта, протяжённость которого в крупных портах составляет десятки километров. По расположению относительно линии берега причальные сооружения, примыкающие к берегу, называют набережными, к мелководным причалам – оторочками; возведённые параллельно берегу или под некоторым углом к нему, но в некотором удалении от него, и соединённые короткими эстакадами или дамбами – причалами со съездами; выступающие в портовую акваторию под углом или перпендикулярно к берегу – пирсами. Причальные сооружения рейдовых причалов используются для приёма крупнотоннажных судов (главным образом танкеров), находятся в удалении от берега, связи с ним не имеют и могут быть различной конструкции. По форме поперечного профиля (форме обделки берега) причальные сооружения бывают вертикального, откосного, полуоткосного и полувертикального типов. Последние 2 типа применяют в речных портах, где требуется меньшая глубина у причалов. По конструктивным признакам причальные сооружения подразделяются на массивные (гравитационные) – при скальных или плотных нескальных грунтах; свайные – при мягких грунтах, допускающих забивку свай; на специальных основаниях (опускных колодцах, кессонах и др.) – при слабых грунтах, не допускающих забивки свай ввиду большого количества валунов. Массивные причальные сооружения выполняют в виде сплошных стенок из массивов (искусственных камней правильной формы), оболочек большого диаметра и др. или в виде отдельных опор, соединённых между собой (иногда с берегом) пролётными строениями. Свайные причальные сооружения подразделяют на больверки (тонкие вертикальные стенки с анкерами и без них) и сквозные (свайные эстакады). Основными материалами для возведения причальных сооружений служат бетон, железобетон, камень, металл (сталь) и дерево. Наиболее распространены железобетонные и бетонные конструкции. Причальные сооружения определяются эксплуатационными требованиями, т. н. гарантированными глубинами у причала (до 25 м и более в морских портах), гидрологическими условиями, характером грунтов основания и способами производства строительных работ. Особую группу причальных сооружений составляют плавучие причалы в виде понтонов из швартовых бочек и др.