Вагон
Ваго́н (франц. wagon, от англ. waggon – повозка, фургон), транспортное средство, снабжённое колёсами и способное передвигаться по рельсовому пути; предназначено главным образом для перевозки пассажиров и грузов. Вагон является единицей подвижного состава магистральных железных дорог, промышленного транспорта, а также трамваев и поездов метрополитена. Выпускаются также специализированные вагоны для высокоскоростных железных дорог. Прототип вагонов – небольшая повозка с кузовом-ящиком на колёсах, применявшаяся на средневековых рудниках, которую перемещали вручную, позднее – конной тягой. Впервые вагоны для грузов появились на конно-чугунной дороге в Англии (1786). В России вагоны были построены П. К. Фроловым на Алтае в 1806–1809 гг. для первой конно-чугунной дороги на Змеиногорском руднике. Дальнейшее развитие вагоностроения связано с прокладкой железных дорог и созданием локомотивной тяги. Первые пассажирские вагоны в России появились на Царскосельской железной дороге (1837); строительство грузовых (товарных) и пассажирских вагонов различных типов было начато для первой магистральной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой в 1846 г. на Александровском заводе в Санкт-Петербурге.
В современном вагонном парке железных дорог насчитывается более 200 типов различных конструкций вагонов, что обусловлено разнообразными требованиями: обеспечение комфорта для пассажиров, сохранность хрупких и ценных грузов, безопасность при перевозке легковоспламеняющихся, горячих, химически активных и других грузов. Строятся вагоны для широкой и узкой железнодорожной колеи. По назначению различают вагоны пассажирские и грузовые, несамоходные с локомотивной тягой и самоходные, перемещающиеся как самостоятельные единицы (автомотриса, дрезина, трансферкар и др.) или включаемые в электропоезда, дизель-поезда.
Пассажирские вагоны
Вагоны для пассажиров разделяются на некупейные (с сидячими и спальными местами), купейные с жёсткими и мягкими спальными местами; вагоны специального назначения – багажные и почтово-багажные, вагоны-рестораны (бары, салоны, клубы и т. п.), служебные; вагоны специализированные, предназначенные для размещения лабораторий, санитарного оборудования, прачечных и др. Основные технико-экономические параметры для отечественных вагонов в зависимости от модели: число мест 14–54 (для двухэтажных до 175); масса тары (без экипировки) 46,4–50,3 т; длина по раме на базе унифицированного кузова (габарит 1-ВМ) 23,6 м (по осям сцепления 24,53 м), для вновь строящихся – 25 м (для некоторых моделей до 26 м). К вагонам предъявляются высокие требования по обеспечению комфортных условий для пассажиров, которые создаются благодаря использованию средств технической эстетики, установке совершенных систем кондиционирования, отопления, водоснабжения, освещения, бытовому обслуживанию в пути и др. К важным показателям качества вагонов относятся допустимый уровень шума (при движении – 80 дБ на расстоянии 50 м от пути), плавность хода. В России пассажирские вагоны строятся на Тверском вагоностроительном заводе, вагоны для электропоездов – на Демиховском машиностроительном заводе (Московская область) и вагоностроительном заводе в г. Торжок.
Грузовые вагоны
В зависимости от вида перевозимых грузов вагоны подразделяются на универсальные (для грузов широкой номенклатуры) и специализированные (для перевозки грузов со сходными физико-химическими свойствами). Выпускаются универсальные вагоны следующих типов:
крытые для грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий;
полувагоны для сыпучих материалов, руды, угля, леса, металлоизделий, не требующих защиты, грузоподъёмностью до 130 т;
платформы для длинномерных грузов, колёсно-гусеничной техники и др.;
цистерны для жидких, газообразных, порошковых продуктов и др.;
изотермические вагоны и рефрижераторные секции для скоропортящихся грузов;
транспортёры для тяжёлых и длинномерных конструкций, станин, блюмингов и др.
К специализированным относятся:
крытые вагоны для автомобилей, муки, холоднокатаной стали;
крытые хопперы для зерна, цемента, минеральных удобрений и др.;
открытые хопперы для окатышей и агломерата;
платформы для крупнотоннажных контейнеров, автомобилей, проката, рельсов длиной 25 м, труб диаметром от 500 до 1420 мм и др.;
цистерны для нефти, высоковязких продуктов, спирта, сжиженных газов, пищевых продуктов.
К грузовым вагонам относятся также:
специальные вагоны промышленного транспорта – думпкары, хопперы, шлаковозы, чугуновозы и коксочугуновозы миксерного типа грузоподъёмностью от 60 до 600 т;
коксотушильные (13–25 т), самоходные трансферкары (65 т), вагоны-весы (до 40 т);
самосвалы, в том числе для горячих металлургических грузов с температурой до 1000 °C, и др.
Для узкоколейных железных дорог выпускаются вагоны для колеи 750 и 1067 мм, в основном универсальные (крытые платформы, цистерны) и специализированные (сцепы для вывозки леса в хлыстах, самосвалы, хопперы для торфа и др.).
Основные технико-экономические показатели грузовых вагонов определяются требованиями, предъявляемыми к условиям перевозки грузов, их сохранности, обеспечением механизированной загрузки и выгрузки, очистки кузова и др. К общим показателям относятся:
грузоподъёмность;
полезный объём (площадь пола для платформ);
средние статические и динамические нагрузки;
погонная и осевая нагрузки;
линейные размеры.
В России грузовые вагоны выпускаются на Алтайском вагоностроительном, Великолукском локомотиворемонтном, Уральском вагоностроительном и других заводах.
Конструкция железнодорожных вагонов
При всём многообразии типов вагоны имеют общие основные узлы. Кузов, предназначенный для размещения пассажиров и грузов, опирается на вагонные тележки, связанные с ним через подпятники и пятники. Ходовые части (колёсные пары, буксовые узлы, рессорное подвешивание, тележки) обеспечивают безопасное движение вагона по рельсовому пути, требуемую плавность хода. Рессорное подвешивание предназначено для гашения возникающих при движении колебаний, обеспечения безопасности и комфортности пассажиров, сохранности грузов. Каждый вагон имеет ударно-тяговые приборы – автосцепку, служащую для сцепления вагона с локомотивом и вагонов между собой, восприятия, передачи и смягчения действия тяговых и сжимающих усилий, возникающих при движении поезда. Все пассажирские вагоны оборудуются электропневматической тормозной системой, управляемой, как правило, с одного пульта; грузовые вагоны имеют пневмотормоза; поезда, как правило, снабжены кранами экстренного торможения (стоп-краны).