Пневматический транспорт
Пневмати́ческий тра́нспорт, вид транспорта, предназначенный для перемещения различных сыпучих материалов или штучных грузов по транспортным коммуникациям (например, трубопроводам) за счёт использования энергии газообразной несущей среды (обычно воздуха, реже газа, например азота, для транспортирования пожаро- и взрывоопасных материалов). Перемещение сыпучих материалов в трубопроводе в смеси с воздухом осуществляется путём переноса твёрдых частиц во взвешенном состоянии обтекающим их потоком воздуха или насыщением материала воздухом, в результате чего материал приобретает т. н. текучесть.
Установки пневматического транспорта, как правило, включают: одно или несколько устройств для создания потока несущей среды (например, вентилятор, воздуходувка, компрессор, вакуум-насос); загрузочные устройства для ввода в поток сыпучих материалов или штучных грузов (например, камерные и винтовые питатели, нагнетатели, насосы, инжекторы, заборные устройства); транспортные коммуникации; устройства для отделения твёрдых частиц от несущей среды (например, осадительные камеры, шлюзовые затворы, циклоны, фильтры); приборы автоматического контроля и управления и др. Различают всасывающие, нагнетательные и комбинированные установки пневматического транспорта. Во всасывающих установках воздуходувные устройства (которые располагают в конце трубопровода) создают разрежение среды, вследствие чего сыпучий материал захватывается потоком воздуха в заборное устройство (например, сопло) и перемещается по трубопроводу. На выходе (например, в осадительной камере) происходит отделение сыпучего материала от потока воздуха, затем материал выводится через шлюзовые затворы; воздух очищается от пыли в пылеуловителе и выбрасывается в атмосферу. Всасывающие установки работают без пылевыделения и способны забирать сыпучий материал из нескольких пунктов, передавая его в единый сборник-накопитель. Т. к. создаваемое допустимое разрежение не превышает 0,08–0,09 МПа, всасывающие установки применяют для транспортирования материалов на небольшие расстояния, например при разгрузке цемента из железнодорожных вагонов.
В нагнетательных установках воздуходувные устройства (располагаемые в начале трубопровода) могут создавать высокое избыточное давление (до 0,8 МПа), что позволяет осуществлять транспортирование материалов на значительные расстояния (до нескольких км). Различают нагнетательные установки низкого (до 0,01 МПа), среднего (до 0,1 МПа) и высокого (до 0,8 МПа) давления. Нагнетательные установки часто используют на предприятиях строительной, химической, пищевой, угольной, горнорудной, энергетической промышленности для транспортирования мелкокусковых и порошкообразных грузов. Разновидностью установок нагнетательного типа является аэрационная установка (аэрожёлоб), применяемая для транспортирования порошкообразных материалов (например, муки, цемента). Нагнетательные установки контейнерного пневматического транспорта осуществляют перемещение специальных контейнеров (например, вагонеток цилиндрической формы, капсул), которые используются также в качестве пневматической почты и транспортируются по трубам. Трубопроводы монтируют из металлических или железобетонных труб большого диаметра (обычно 0,5–1,6 м); применяют контейнеры вместимостью 0,3–10 м3. Воздуходувные устройства располагают в конечных пунктах и по длине трубопровода. Комбинированные (всасывающе-нагнетательные) установки сочетают основные преимущества рассмотренных выше установок.
Достоинства пневматического транспорта: герметичность системы и отсутствие потерь перемещаемых грузов, возможность за счёт применения разветвлённых трубопроводов перемещать грузы из нескольких мест в одно и наоборот, удобство сопряжения горизонтальных, наклонных и вертикальных участков. Недостатки: высокий расход энергии и интенсивный износ трубопроводов.