Канатная дорога
Кана́тная доро́га, транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перевозки грузов в подвесных вагонетках и пассажиров в вагонах и креслах, перемещающихся по несущему стальному канату, натянутому между опорами (станциями). Вагоны перемещаются с помощью роликов, вставок, скользящего полоза. Канатные дороги строят в горных, пересечённых и труднопроходимых районах, в курортных горнолыжных комплексах (с углом подъёма 25–50°); на территориях, где развитие наземных дорог стеснено, а также при прокладке пути по кратчайшему расстоянию через препятствия (шоссе, железную дорогу, озеро и др.). Старейшая канатная дорога была построена в 1664 г. в г. Данциг (ныне Гданьск). В России первая грузовая канатная дорога длиной 2 км использовалась при сооружении Волховской ГЭС (1921–1924); строительство подвесных канатных дорог начало расширяться в 1970-х гг. в связи с развитием горнолыжного спорта.
По устройству канатные дороги различают двухканатные (один канат несущий, другой – тяговый) и одноканатные (несущий канат является одновременно тяговым). На канатной дороге может осуществляться кольцевое движение, при котором вагоны подвешены к несущему канату и перемещаются по двум замкнутым параллельным линиям. Канатные дороги строят также с маятниковым движением вагонов: на каждом пути подвешено по одному вагону, совершающему возвратно-поступательное движение между конечными станциями. Маятниковые канатные дороги могут быть как однопутными, так и двухпутными (два вагона навешены на два несущих каната и связаны одним тяговым, приводящим их в движение). Для привода тяговых канатов на конечной станции находится силовая установка с электролебёдками.
Грузовые канатные дороги в основном строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток. Длина и конфигурация таких канатных дорог практически неограниченна, т. к. их могут составлять из отдельных секций (6–12 км). По кольцевой канатной дороге перевозят от 30 до 500 т груза в час (максимально до 1 тыс. т в час) при скорости движения вагонеток 1,5–3,3 м/с. При меньшей протяжённости трассы (до 3 км) строят двухканатные маятниковые канатные дороги, перевозящие в 1–2 вагонетках до 150 т груза в час.
Пассажирские канатные дороги обычно сооружают двухканатные с маятниковым движением 1–2 вагонов вместимостью от 12 до 200 пассажиров каждый, одноканатные с кольцевым движением вагонов – обычно на 4 человека. На пассажирских канатных дорогах обеспечивается безопасность движения тормозным канатом, дублированием тягового каната или применением специального тормозного (парашютного) устройства. Протяжённость пассажирских канатных дорог достигает 12 км; подъём возможен на высоту до 3 км с разницей уровней до 0,5 км. Строят также одноканатные канатные дороги, оборудованные жёстко закреплёнными одно- или двухместными сиденьями (креслами). Такие канатные дороги действуют на многих горных спортивных комплексах, в курортных местностях (Альпы, Крым, Кавказ, Алтай, Япония и др.). На них перевозят 200–1000 человек в час при скорости движения 1–2,5 м/с, на расстояния до 2 км. На невысоких склонах со спуском на небольшие расстояния применяют постоянно движущийся натянутый канат, на котором закреплены брезентовые фалы со скобой (бугелем), захватывая которую лыжник при буксировании вверх может двигаться со скоростью 1,5 м/сек.
Кроме подвесных канатных дорог, с конца 1970-х гг. сооружают наземные дороги с канатной тягой, с помощью которых можно, например, перемещать гружёные автомобили вверх по горному склону. Канатная тяга используется и в других подъёмниках (например, фуникулёрах). С 1990-х гг. канатная тяга применяется при сооружении горных транспортных скоростных систем нового поколения – т. н. метролюкса, или мини-метро (например, в Швейцарии, Франции, Италии, Австрии, США).