Римский обряд
Ри́мский обря́д (лат. ritus Romanus, ritus Romanorum), преобладающий литургический обряд Римско-католической церкви, в основе которого лежит древняя литургическая традиция Рима. Первоначально в Риме богослужения проводились на греческом языке, а латинский язык стал доминирующим лишь в конце 4 в. при папе Римском Дамасе I.
В 4–6 вв. сформировалась структура чина римской мессы, включая её анафору – римский канон. С папой Григорием I Великим традиция связывает создание григорианского хорала. Первоначально римский обряд оставался богослужебной практикой Рима и ближайших к нему областей. Исключение составляла Англия, куда Григорий I Великий направил миссию архиепископа Августина Кентерберийского, который ввёл римский обряд. Во 2-й половине 8 в. король франков Пипин Короткий начал унификацию богослужения во Франкском королевстве на основании римского обряда. Около 790 г. папа Адриан I подарил будущему императору Карлу Великому римский сакраментарий (сборник богослужебных текстов), что способствовало принятию римского обряда в империи Каролингов, а впоследствии в Священной Римской империи. Богослужения в рамках римского обряда совершались в основном на латинском языке. Исключение составило разрешение Святого Престола использовать старославянский язык для ряда славянских народов, изначально в Великой Моравии, когда архиепископом и легатом папы Римского Иоанна VIII был просветитель славян Мефодий.
Во 2-й половине 11 в. папа Григорий VII предпринял в Римско-католической церкви унификацию литургии на основе римского обряда. Тем не менее со временем возникли его многочисленные региональные изводы (лат. usus) – солсберийский, даремский, йоркский, лионский, кёльнский, майнцский, уппсальский и др., а также изводы, отмеченные спецификой монашеских орденов – цистерцианский, кармелитский, премонстрантский, доминиканский и др.
В ходе Контрреформации в Римско-католической церкви усилилось стремление привести богослужение к единству. Тридентский собор предписал подготовить новые редакции богослужебных книг, единых для всей Церкви. Так, в конце 16 – начале 17 вв. были введены Римский бревиарий, Римский миссал, Римский понтификал, Римский требник и другие книги, необходимые для богослужения. Буллой «Quo primum» («С самого начала») от 14 июля 1570 г. папа Римский Пий V ввёл в употребление Римский миссал во всей Римско-католической церкви. Исключение было сделано для литургических традиций, история которых насчитывает более 200 лет. В 1588 г. была учреждена Конгрегация священных обрядов, в ведении которой находились все вопросы совершения богослужений.
Некоторые католические миссионеры предпринимали попытки инкультурации и вводили в богослужение местные языки и элементы культуры, но такая практика обычно пресекалась церковными властями. Так произошло, например, с миссией иезуитов в Китае.
Возникшее в 1830-е гг. и достигшее особой интенсивности в 1-й половине 20 в. литургическое движение, с одной стороны, стремилось к возвращению древних элементов литургии, с другой – к возрождению деятельного участия в ней верующих. Результатом стала инициированная папой Римским Пием XII литургическая реформа. Ключевую роль в проведении этой реформы сыграли Второй Ватиканский собор и лично папа Павел VI. В результате в 1970 г. был издан новый Римский миссал, за которым последовали новые издания других богослужебных книг.
Однако не все католики приняли литургическую реформу. Дореформенный (тридентский) римский обряд был сохранён не только теми верующими, которые тем или иным образом прервали общение со Святым Престолом, но и рядом общин, оставшихся ему верными. 3 октября 1984 г. Конгрегация священных обрядов обнародовала индульт «Quattuor abhinc annos» («Четыре года назад»), официально легализовавший, хотя и с оговорками, старый обряд (лат. usus antiquior) и употребление Римского миссала, изданного папой Римским Иоанном XXIII в 1962 г. Епископам-ординариям была предоставлена возможность по своему усмотрению решать вопрос о разрешении в своих епархиях тридентского богослужения.
Папа Римский Бенедикт XVI значительно упростил доступ католиков к дореформенному богослужению, 7 июля 2007 г. обнародовав motu proprio «Summorum pontificum» («Верховных Понтификов [забота]») об использовании римской литургии, предшествовавшей реформе 1970 г. Отмечая положительные черты литургической реформы II Ватиканского собора, Бенедикт XVI указал, что «Римский миссал», обнародованный Павлом VI, является ординарным выражением «lex orandi» (закона молитвы) Римско-католической церкви, а Римский миссал, обнародованный Пием V и переизданный Иоанном XXIII, является экстраординарным выражением того же «lex orandi». Они оба представляют собой две формы единого римского обряда.