Гуго Сен-Викторский
Гу́го Сен-Викто́рский (лат. Hugo de Sancto Victore, франц. Hugues de Saint-Victor) (около 1096, Саксония – 11.2.1141, Париж), богослов и библейский экзегет. Выходец из немецкого графского рода Бланкенбургов. Около 1115 г. вступил в августинскую Конгрегацию Святого Виктора (Сен-Викторское аббатство) в Париже, учился в школе при Конгрегации у Гильома из Шампо, где около 1125 г. начал преподавать, а затем (около 1133) стал руководителем. Благодаря его деятельности и многочисленным трудам сен-викторская школа стала одной из наиболее влиятельных богословских школ Cредневековья. Почётное прозвище – Второй Августин. Главные работы: «Дидаскаликон» («Наставительное поучение») [лат. «Didascalicon» («Eruditio didascalica»)], «О таинствах христианской веры» (лат. «De sacramentis christianae fidei»), «Разъяснительные примечания к Пятикнижию» (лат. «Adnotationes elucidatoriae in Pentateuchon»), «Аллегории на Новый Завет» (лат. «Allegoriae in Novum Testamentum») и др.
В 7 книгах «Дидаскаликона» изложена систематическая программа христианского образования, которая включала в себя классификацию философских наук, основанную на концепции Аристотеля в переложении Боэция и выделяющую науки логические (грамматика и искусство рассуждения), теоретические [теология, математика (квадривиум) и физика], практические (этика, экономика и политика) и механические [сукноделие, производство инструментов и оружия, навигация (торговля), агрикультура, охота, медицина, театральное искусство].
Из рассматриваемых Гуго Сен-Викторским четырёх способов богопознания два осуществляются посредством разума [заключение о бытии Бога из рассмотрения внешних вещей (лат. creatura) и своего внутреннего мира (лат. ratio)] и два через Откровение: это внутреннее озарение души, стремящейся к Богу (лат. aspiratio), и внешнее учение о Нём, подкрепляемое чудесными знамениями (лат. doctrina). Душа обладает тремя познавательными способностями («очами»): чувственной (лат. oculus carnis), предназначенной для восприятия внешнего мира, рациональной (лат. oculus rationis) – для самопознания души и созерцательной (лат. oculus contemplativus) – для постижения Бога и божественных предметов. Этому соответствуют три восходящие ступени познания сущего: простое мышление (лат. cogitatio) о чувственных вещах, связанное с деятельностью воображения и весьма приблизительное; размышление (лат. meditatio), т. е. понятийно-рассудочное мышление, исследующее сущности и отношения вещей, а также духовный мир человека, и созерцание (лат. contemplatio) – интеллектуальная интуиция, с помощью которой осуществляется непосредственное видение идеальных объектов.