Роберт Гроссетест
Ро́берт Гро́ссете́ст (лат. Robertus Grosseteste; Роберт Большая Голова, Robertus Grossum Caput; Роберт Линкольнский, Robertus Lincolniensis; англ. Robert Grosseteste) (около 1168 или 1175, Страдброк, графство Суффолк – 9.10.1253, Бакден, графство Хантингдоншир), английский философ, богослов и учёный-оптик, основоположник оксфордской школы. Учился в Оксфорде и, возможно, в 1209–1214 гг. в Париже. Вероятно, первый канцлер Оксфордского университета (с 1214), епископ Линкольнский (с 1235). Находился в напряжённых отношениях с папским престолом (в 1250 произнёс в папской резиденции в Лионе речь «О пороках Церкви»). Автор многочисленных богословско-философских и естественно-научных трудов, в том числе «О порядке эманации причин от Бога», «О пределе причин», «О единой форме всего», «Шестоднева», космогонического трактата «О свете, или О начале форм», «О линиях, углах и фигурах», «О сфере» (изложение математических основ астрономии), переводов Аристотеля («О Небе» и «Никомахова этика»), сочинений Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина и других произведений, комментариев (на «Вторую аналитику» и «Физику» Аристотеля и др.).
В многостороннем творчестве Р. Гроссетеста переплетаются традиции августиновского платонизма, аристотелизма (прежде всего он воспринял логику и теорию познания Аристотеля, а также его учение о природе и этику) и греко-арабского естествознания. В метафизике света, разработанной Гроссетестом, свет рассматривается как общая для всех тел «форма телесности» (forma corporeitatis), которая делает их протяжёнными. Причастие ей всего сущего обусловливает единство мироздания, физического и математического миров, в силу чего действующие в оптике геометрические законы умножения и распространения света получают статус всеобщих законов бытия. В изначально сотворённой Богом световой точке, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия, потенциально уже заключён весь мир. Из неё в процессе эманации, на пределе бесконечного самоумножения света, образуется совершенное тело – твердь, после чего свет в своём обратном движении к центру универсума последовательно создаёт 9 неизменных небесных сфер квинтэссенции и 4 изменчивые сферы элементов: огня, воздуха, воды и земли. Посредством света высшая часть человеческой души (intelligentia) руководит и движет телом. Гроссетест отстаивал реальное существование актуальных бесконечностей – мыслимых Богом «определённых чисел» (недоступных для человеческого разума) – с пропорциональными соотношениями между ними. Гроссетест оказал значительное влияние на развитие философии и опытной науки 13–14 вв. (Р. Бэкон, Витело, Фома Брадвардин, Николай Орем и др.).