Янсенизм
Янсени́зм, неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме. Янсенизм явился частью волны индивидуалистического мистицизма, которая прошла по Западной Европе в 17–18 вв., затрагивая преимущественно образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и методизм – в англиканском). Толчком к возникновению янсенизма послужила публикация в 1640 г. труда голландского теолога Янсения об Августине. Разделяя с мыслителями Реформации стремление реставрировать изначальную суровость доктрины Августина о первородном грехе и предопределении, Янсений подверг критике оптимистические воззрения позднего католицизма на свободную волю человека (особенно характерные для иезуитов), квалифицируя учение о т. н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеческой воли превращающейся в действенную) как возврат к пелагианству. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церковное учение, Янсений утверждал, что Христос пролил Свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к доктрине кальвинизма о предопределении). Книга Янсения была в 1642 г. осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 г. булла Иннокентия X осудила отдельные тезисы его учения, однако «ученики святого Августина» продолжали борьбу, оставаясь внутри католической Церкви. Во Франции Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом янсенизма столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й половине 17 в. важным центром французской культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церковной политики, а также этическая бескомпромиссность янсенизма сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля; к янсенизму тяготел Ж. Расин.
Янсенизм формировал тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но также с фанатически сектантской узостью. Протестуя против мягкой исповедальной практики иезуитов, янсенисты требовали восстановления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длительного курса аскетических упражнений. В 1713 г. янсенизм был осуждён в булле Климента XI «Unigenitus». После Великой французской революции янсенизм исчезает из жизни Франции. В Нидерландах к 1723 г. янсенизму удалось создать свою церковь, которая в 19 в. сблизилась с немецкими старокатоликами и в 20 в. произвела ряд реформ, приблизивших её к протестантизму (отмена постов и целибата духовенства и т. п.); существует поныне.