Шпигельман Арт
Шпи́гельман Арт (Art Spiegelman) (род. 15.2.1948, Стокгольм, Швеция), американский художник, карикатурист, писатель, один из создателей и популяризаторов графического романа. Лауреат Пулитцеровской премии 1992 г. за комикс «Маус», посвящённый теме холокоста. Оказал значительное влияние на поп-культуру и развитие комиксов.
Шпигельман родился в семье польских евреев, эмигрировавших в США в 1951 г. До эмиграции родители Шпигельмана жили в Польше и во время второй мировой войны отправили его старшего брата, Рышо, к тёте в Заверце – как им казалось, в более безопасное место. Мальчик стал жертвой холокоста. После войны родители, не поверив в смерть сына, пытались найти его в приютах Польши и позднее идеализировали Рышо, что провоцировало Шпигельмана соревноваться со своим «братом-призраком» (Graphic subjects. 2011. Р. 37). Этот мотив станет одним из важных в комиксе «Маус».
Как признавался Шпигельман, он рос на журналах комиксов Mad. Любовь к последним побудила его поступить в Высшую школу искусств и дизайна в Нью-Йорке. Шпигельман называл MAD источником своего вдохновения, научившим его ставить под сомнение признанные авторитеты (Wright. 2003). После окончания школы Шпигельман работал художником – оформлял вкладыши и наклейки к жевательной резинке Topps, продавал иллюстрации в редакцию газеты Long Island Post, а также учился в Университете штата Нью-Йорк (бросил его после самоубийства матери в 1968).
Душевную травму после суицида матери Шпигельман изобразил в коротком комиксе «Узник Адской планеты» («Prisoner on the Hell Planet», 1972), выполненном в экспрессионистской манере, со стилистическими отсылками к гравюрам по дереву американского художника Л. Уорда (1905–1985). К этому же периоду творчества автора относится первое появление в печати «Мауса» – 3-страничного комикса в антологии «Забавные животные» («Funny Animals», 1972).
В 1980 г. Шпигельман вместе с женой Ф. Маули (род. 1955) основал андеграундный журнал комиксов Raw, рассчитанный на взрослую аудиторию. В этой антологии выходили европейские комиксы, а также работы самого Шпигельмана. С декабря 1980 г. автор продолжал работу над комиксом «Маус», насыщая отдельные его серии деталями семейной биографии и историческими фактами. В 1986 г. издательство Pantheon Books выпустило первые шесть глав комикса отдельной книгой. Журнал Raw закрылся в 1991 г., и последняя глава комикса «Маус» в нём уже не вышла, попав лишь во 2-й том романа, опубликованного издательством Pantheon Books в том же 1991 г.
Сюжет «Мауса» развивается на двух уровнях: историческом и современном. Исторический посвящён опыту родителей А. Шпигельмана, заключению в концлагерь, потере старшего сына, освобождению. Современный раскрывает взаимоотношения самого Шпигельмана с отцом. Характерной особенностью комикса является то, что вместо людей здесь действуют животные разных видов: вместо евреев – мыши, вместо немцев – коты, вместо поляков – свиньи.
В 1992 г. графический роман «Маус» удостоен Пулитцеровской премии, став первым комиксом в истории, получившим эту награду. Комикс переведён более чем на 20 языков, включая русский (Шпигельман. 2014). В 1991–1992 гг. в Музее современного искусства (Нью-Йорк) прошла выставка, посвящённая комиксу «Маус».
В 1992–2001 гг. А. Шпигельман работал художником в журнале The New Yorker, для которого нарисовал за всё время 36 обложек. Одной из наиболее известных иллюстраций, сделанных им для этого издания, стало изображение Всемирного торгового центра на обложке выпуска от 24 сентября 2001 г. Чёрные силуэты двух башен, едва заметные на чёрном фоне, ознаменовали важный поворот в истории журнала: The New Yorker начал реагировать на текущую новостную повестку и формировать качественный подход к аналитике и репортажам, который станет характерным для американской журналистики 2000–2010-х гг. (Heer. 2013).
По следам теракта 11 сентября А. Шпигельман выпустил коллекцию комиксов «В тени отсутствия башен» (Spiegelman. 2004), представляющую собой крупноформатную книжку-картонку для взрослых. Эта автобиографическая книга рассказывает об опыте человека, пережившего сильную психологическую травму и о преодолении им посттравматического стрессового расстройства (Quevedo. 2015).
В 2011 г. А. Шпигельман вернулся к комиксу «Маус» в книге «МетаМаус: Взгляд внутрь современной классики» (Spiegelman. 2011). Центральное место в ней занимают интервью с автором, его женой и детьми, а также многочисленные дополнительные материалы, посвящённые этому произведению и расширяющие культурно-исторический контекст комикса. Книга также включает письма с отказами в публикации, которые автор получал на протяжении 1980-х гг.
В разные годы Шпигельман иллюстрировал книги детского писателя М. Сендака, стихи Дж. Марча, а отдельные его работы публиковались в газете The New York Times и журнале Playboy. Совместно с супругой Ф. Маули в 2000–2003 гг. он выпускал антологию детских комиксов «Little Lit», авторами которых были П. Остер, Н. Гейман, Д. Седарис и др. известные писатели. В 2010 г. выступил редактором и автором предисловия для коллекции работ американского художника Л. Уорда (Ward. 2010).
Характерная особенность художественного стиля А. Шпигельмана – чёткие контуры и отсутствие мелких деталей. По словам самого автора, это связано с «синдромом ленивого глаза», от которого он страдает с детства (Campbell. 2008. P. 56–57). В коротких комиксах и графических романах Шпигельмана, как правило, сочетается фантастика и реализм, а ключевой их темой выступают семейные отношения и последствия психологических потрясений, спровоцированных масштабными событиями истории. Творчество А. Шпигельмана повлияло на развитие комиксов вообще и графических романов в частности, а также доказало, что комиксы могут не только развлекать, но и затрагивать сложные и неоднозначные темы.