Визуальная грамотность
Визуа́льная гра́мотность (англ. visual literacy), разновидность грамотности, состоящая в способности воспринимать, связывать, анализировать, интерпретировать и извлекать смысл из графической информации. Авторство термина приписывается сотруднику корпорации Kodak Дж. Дебесу, сооснователю Международной ассоциации визуальной грамотности (International Visual Literacy Association), понимавшему визуальную грамотность как набор зрительных компетенций, которые поддаются совершенствованию за счёт получения, обладания и интеграции различного сенсорного опыта (Fransecky. 1972. P. 7). Термин активно используется и развивается в рамках широкого спектра дисциплин, таких как образование, история искусств и арт-критика, риторика, семиотика, философия, информационный и графический дизайн и др.
О необходимости совершенствовать визуальную грамотность как самостоятельный набор компетенций современного человека говорят с учётом беспрецедентной скорости технологического развития и появления новых информационно-коммуникационных средств и инструментов. В отличие от языковой грамотности, традиционно преподаваемой в школах, визуальная грамотность зачастую рассматривается как разновидность неявного знания, не требующая специальной подготовки. Вместе с тем навыкам восприятия графической информации придавали большое значение ещё в Средневековье, а в 20 в. в системе начального и профессионального образования важная роль отводилась таким средствам обучения и воспитания, как учебные наглядные пособия (Прудникова. 2021).
Современные форматы повышения уровня визуальной грамотности включают в себя широкий спектр образовательных практик: от совместного (или самостоятельного с последующим обсуждением в группе) просмотра обучающих видео, документальных или художественных произведений до работы с инфографикой – статистическими данными, представленными в графическом виде (Макулин. 2019).