Острецов Георгий Викторович
Острецо́в Гео́ргий Ви́кторович (Гоша Острецов) (род. 8.5.1967, Москва), российский художник и дизайнер.
Работает в техниках живописи, графики, рельефа, создаёт ассамблажи, скульптуры, перформансы, инсталляции и предметы коллекционного дизайна. Считает себя последователем идеи тотальной инсталляции и традиции концептуализма И. И. Кабакова. В художественных высказываниях, нередко провокационных и фантасмагорических, Острецов чаще всего прибегает к выразительным средствам комикса как языка массовой культуры.
Мать – искусствовед Людмила Ивановна Острецова (1937–1980), отец – ювелир и скульптор Гуджи Амашукели (род. 1941). В 1981–1983 гг. Острецов посещал занятия Клуба юных искусствоведов в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Учился в театральном художественно-техническом училище (ТХТУ) при Большом театре, но был отчислен за непосещаемость и несоответствие работ нормам образовательной системы.
Благодаря общению с художником-концептуалистом А. Е. Журавлёвым на темы современного искусства в 1985 г. оказался в первом в СССР художественном сквоте, устроенном в закрытом на ремонт московском детском саду в Хохловском переулке, 4 (художники устроились туда сторожами). Одноимённая арт-группа – «Детский сад» – была организована весной 1985 г. художниками-нонконформистами Г. И. Виноградовым (Бикапо), А. В. Ройтером и Н. В. Филатовым (существовала до ноября 1986) и стала «ключом» для входа Острецова в сферу андерграундного искусства. Он участвовал в 1985 г. в неофициальных выставках совместно с членами этой группы, в том числе в помещениях Горкома графиков в полуподвальном этаже кооперативного дома на Малой Грузинской улице, 28.
Экспозиция «Летят журавли» основанной Острецовым и Георгием Семёновичем Литичевским группы George and George (название, составленное из имён её участников, отсылало к художникам Гилберту и Джорджу) состоялась в ноябре 1986 г. в рамках XVII молодёжной выставки МОСХ (Московской организации Союза художников РСФСР) в Доме художника на улице Кузнецкий мост. В показанных работах впервые в российском искусстве язык комикса был объединён с техникой живописи.
Большое влияние на Острецова оказывал лидер авангардной моды того времени Гарик Асса (О. Коломийчук). Острецов занимался экспериментами на стыке дизайна одежды, перформанса и других направлений современного искусства. Открыв для себя русский авангард, в коллекциях костюмов сочетал приёмы конструктивизма и агитационного искусства 1920-х гг. с эстетикой западной новой волны, наполненной духом свободы. В 1987 г. в выставочном зале в Беляеве (ныне галерея «Беляево») и в редакции журнала «Мода» участвовал в перформансе «Космические войны» с коллекцией пост-панковских костюмов. Создавал одежду и аксессуары для выступлений Ж. Х. Агузаровой – вокалистки группы «Браво». 3 мая 1987 г. в Выставочном зале Красногвардейского района (на улице Академика Миллионщикова; ныне галерея «На Каширке») по случаю женитьбы на француженке Аньес Пузаду устроил костюмированный перформанс «Революционная свадьба». 25 марта – 17 апреля 1988 г. в Доме культуры Московского электролампового завода (ныне «Дворец на Яузе») вместе с художниками объединения «Эрмитаж» участвовал в арт-рок-параде «Асса» и групповой выставке, приуроченных к московской премьере одноимённого фильма режиссёра С. А. Соловьёва (1987).
В 1988 г. уехал с женой во Францию, в Париже познакомился со своим отцом, Г. Амашукели, эмигрировавшим вскоре после рождения сына; три года работал в его мастерской.
На 3-й биеннале современного искусства в Стамбуле, состоявшейся под девизом «Производство культурных различий» (1992), выступил с инсталляцией «Мать-Земля» (костюм в стиле нео-этно, демонстрировавшийся на манекене).
В 1993–1996 гг. в Париже в качестве художника и стилиста сотрудничал с кутюрье Ж.-Ш. де Кастельбажаком (выпустили совместную коллекцию кожаной обуви в виде деревянных игрушек) и Ж.-П. Готье, познакомился с М. Маржелой и Кендзо Такада. Создал коллекцию латексных костюмов и масок супергероев Бэтмена и Супермена, напоминающих скафандры. Режиссёр Л. Бессон использовал латексные маски Острецова в фильме «Такси» (1998; художник упомянут в титрах).
В 1998 г. вернулся в Россию. В том же году в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» участвовал в экспозиции в московском Манеже с фотосерией, посвящённой маскам из литой резины. Основал журнал «Русские джунгли» (1999; вышло три номера). В Русском музее в Санкт-Петербурге в 2000 г. прошла его персональная выставка «Посетитель».
Сформулировал концепцию тотального проекта «Новое правительство», который был посвящён (анти)утопической политической силе и демонстрировал реакцию художника на политические процессы в России. Представленная в произведениях Острецова новая власть лишена человеческих страстей и желаний, лица беспристрастных правителей спрятаны под масками, которые воплощают эффективный механизм управления с помощью манипуляции массовым сознанием. Соединив идею «Нового правительства» с эстетикой комикса и формой перформанса, художник развивал эту концепцию в серии работ, показанных в галерее М. А. Гельмана (в 2021 в РФ признан иностранным агентом): «Новое правительство» (2000), «Вандалы и генералы НП» (2002–2003), «Война» (2004), «Вторая церемония награждения выдающихся граждан России» (2004), «III Церемония награждения орденом Нового правительства» (2005), «Беспредел» (2005), а также в Московском музее современного искусства («Ремонт», 2007). К наиболее выразительным произведениям проекта принадлежит «Свобода на баррикадах» (1998, цифровая печать на холсте; авторские повторения).
В 2001 г. представил проект «Антарктический Эдем» (холсты с цифровой печатью и надувные скульптуры из прорезиненной ткани на сюжет о фантастической рыбе и человеке-амфибии) в рамках фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» (показаны в Российском государственном музее Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург).
В рамках программы «Эфемерное искусство» отдела новейших течений Третьяковской галереи (ГТГ) в Москве выполнил в 2003 г. роспись стены «Жри недоумка!» в здании этого музея на улице Крымский Вал. В этой композиции, где язык комикса сочетается с граффити, кровожадные монстры рвут на куски жителей условного мегаполиса и пожирают их.
В Лондоне на Трафальгарской площади Острецов устроил перформанс «Демонстрация против Нового правительства» (2004), в Москве на Пушкинской площади – перформанс «Расстрел пороков функционеров» (2006), в ходе которого «Новое правительство» расстреливало из шприцев с красной краской пороки власти. Провёл пикет во время вручения премии «Инновация» в Государственном центре современного искусства (Москва, 2006): протестовал против практики этого центра по «выпрашиванию» произведений у художников в дар. Перформанс «У щели дракона» с участием О. Елисеева (Театр Максима Боксера в г. Голицыно Московской области) – отсылка к одноимённому рисунку Острецова, проданному им будущему коллекционеру М. А. Боксеру в 1983 г., был посвящён двойственному положению современного художника как изгоя и героя.
В 2006 г. на ярмарке «Арт Москва» показал полиптих «Война миров» (ныне в ГТГ), где изображены герои арт-сцены 1990-х гг.: язык комикса соединён здесь с монументальной композицией в духе античного Пергамского алтаря.
Акция «Свадьба» по случаю женитьбы Острецова на художнице Людмиле Константиновой (род. 1980) состоялась в 2007 г. в московском Дворце бракосочетания № 4. В Центре современного искусства «Винзавод» в тот же вечер на большом костре была сожжена инсталляция из старой мебели.
В 2006 г. Острецов создал проект «Десница» совместно с Б. Бартелем и Ж. Сентон: фотографии, фотоколлажи и видео рассказывают историю о парижском бродяге-клошаре, нашедшем покрытую татуировками правую руку и преуспевшем с её помощью в собирании милостыни. Бродяга включён в систему образов «Нового правительства» как антипод правителя, находящийся в самом низу социальной иерархии.
В 2009 г. Острецов участвовал в национальной экспозиции России «Победа над будущим» на 53-й Венецианской биеннале. Его инсталляция «Art life, или Муки творчества» представляла собой заброшенную анфиладу, в конце которой за столом сидит механический манекен – художник, работающий над эскизами. Острецов рассматривает художественную деятельность как производство произведений, переживающих своего творца, что и является победой над будущим.
В 2010 г. Острецов организовал независимое сообщество VGLAZ («ВГЛАЗ»): в него вошли художники Г. С. Литичевский, Л. Константинова, С. И. Пахомов, И. В. Корина, Н. Стручкова, группа «ЕлиКука», Д. Кротова.
В лондонской галерее Saatchi на выставке «Веселье – самая выдающаяся черта Советского Союза: новое искусство из России» в 2012 г. была представлена инсталляция Острецова «Криминальное правительство. Камера 999» (2008).
В проектах «Меня похищали сотни раз» (Палаццо Нани Бернардо в Венеции, 2017), «Солнцеборцы» (галерея «ГУМ – Red Line» в Москве; переосмысление фабулы футуристической оперы «Победа над солнцем» М. В. Матюшина с помощью мотивов античной мифологии и образов современности), «Как узнать этот перевёрнутый мир?» (NK Gallery, Антверпен; обе – 2019) и других сочетает живопись с деревянной скульптурой и объектами коллекционного дизайна – предметами мебели (кресла, стулья) и светильниками из дерева, выполненными в характерных ярких цветах.
На персональной выставке «Динозавры искусства» (галерея «Е.К.АртБюро», Москва) в 2021 г. были показаны графические и живописные работы Острецова, где героем выступает динозавр. Это образ, с которым себя ассоциирует сам художник, исследующий художественное наследие разных эпох и культур. Новые работы Острецова, представленные в 2022 г. на выставке «Самоцветы инакомыслия», продолжают линию «Нового правительства» (показана в галерее Syntax на «арт-платформе» Cube.Moscow в Москве).
Острецов – автор иллюстраций в журналах «ОМ», Nrg, L'Officiel, Vogue и др.