Окамото Таро
Окамо́то Таро́ (岡本太郎) (26.2.1911, деревня Такацу, ныне в черте г. Кавасаки, префектура Канагава – 7.1.1996, Токио), японский живописец, скульптор, дизайнер, теоретик искусства.
Сын художника манги Окамото Иппэя (1886–1948) и поэтессы и писательницы Окамото Каноко (1889–1939).
В 1927 г. Окамото Таро брал уроки живописи маслом у Вады Эйсаку, одного из важнейших представителей направления ёга в японском искусстве; в 1929 г. окончил подготовительные курсы в Академии живописи Кавабата (Токио) и поступил в Токийскую школу изящных искусств (ныне в составе Токийского университета искусств). В том же году оставил учёбу и вместе с родителями совершил поездку в Европу, посетил Нидерланды, Бельгию, Францию. В январе 1930 г. обосновался в Париже, снял студию в районе Монпарнас.
Окамото Таро активно участвовал в художественной жизни города (см. Парижская школа), общался с П. Пикассо, М. Эрнстом, Ман Реем, А. Бретоном, К. Бранкузи, А. Джакометти, Робертом Капой и др. Фотограф Герда Таро использовала имя японского художника как часть собственного псевдонима.
В 1932 г. Окамото посещал лекции профессора философии В. Баша об эстетике Г. В. Ф. Гегеля в Сорбонне. В этом же году впервые увидел произведения Пикассо в парижской галерее П. Розенберга. Творчество Пикассо значительно повлияло на работы Окамото, в особенности на передачу им пространства и цвета.
В 1-й половине 1930-х гг. Окамото интересовался абстрактной живописью. В 1933 г. он стал самым молодым участником группы художников-абстракционистов «Абстракция-Творчество», в которую вступил по приглашению Х. Арпа; экспонировал свои работы на выставках объединения. В 1935 г. участвовал в совместных выставках с художниками-сюрреалистами К. Зелигманом и Ж. Вюлльями.
Одно из наиболее значимых произведений Окамото парижского периода – картина «Раненая рука» (холст, масло; оригинал – 1936, сгорел; авторское повторение – 1949, Художественный музей Окамото Таро). Работа экспонировалась в январе 1938 г. на Международной выставке сюрреализма в Париже и была с одобрением воспринята сюрреалистами как стилистически близкая их направлению. Изображённые на полотне сжатая в кулак рука и красный бант отсылают к событиям Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг.
В 1936 г. художник ушёл из объединения «Абстракция-Творчество», поскольку не хотел заниматься только абстрактным искусством. В 1937 г. он опубликовал первый каталог своих работ.
В 1938 г. Окамото посещал лекции социолога и этнолога М. Мосса в Сорбонне; стал членом интеллектуального кружка «Коллеж социологии» и тайного общества «Ацефал», возглавляемых Ж. Батаем, с которым Окамото дружил. Знания художника в области этнологии и интерес к разным народам и их культуре оказали существенное влияние на его мировоззрение и дальнейшее творчество. В декабре того же года принял участие в первой выставке японских художников в Париже (в галерее Бернхайм-Жён).
В 1940 г. из-за вторжения войск нацистской Германии во Францию в ходе Второй мировой войны 1939–1945 гг. Окамото вернулся в Японию. В сентябре 1941 г. представил четыре работы парижского периода на 28-й выставке ассоциации художников «Ника» (стал её членом в 1947) и был удостоен за них премии «Ника». В ноябре 1941 г. состоялась первая персональная выставка Окамото: в выставочном зале универмага «Гиндза-Мицукоси». В числе авторов статей в её каталоге – писатель-модернист Ёкомицу Риити, а также художники Фудзита Цугухару и Ока Сиканосукэ, вернувшиеся из Франции в Японию вместе с Окамото.
В 1942 г. Окамото призван в армию, служил в Китае в звании рядового, писал портреты японских офицеров. В 1946 г. вернулся в Японию после нескольких месяцев пребывания в китайском лагере для военнопленных в Чанъани. К этому времени мастерская художника в Токио (район Аояма) и практически все его парижские работы были уничтожены пожаром после бомбардировок ВВС США в 1945 г.
С конца 1940-х гг. Окамото занимался также теорией искусства, в том числе в рамках созданных им объединений. Совместно с литературоведом и художественным критиком – марксистом Ханадой Киётэру он организовал «Ночное общество» («Ёру но кай»), названное в честь картины «Ночь» (1947, Художественный музей Окамото Таро), хранившейся тогда в студии Окамото. Целью деятельности группы было обсуждение путей развития послевоенного японского искусства. Среди участников – писатели Абэ Кобо, Нома Хироси, Сиина Риндзо, Хания Ютака. Сообщество официально образовано в январе 1948 г. (хотя встречи проходили с мая 1947), распущено в мае 1949 г. В сентябре 1948 г. Ханада и Окамото основали «Общество исследователей авангарда» («Абангярудо гэйдзюцу кэнкюкай») [участники – художник-авангардист Икэда Тацуо, художники Абэ Нобуя, Такигути Сюдзо (также поэт), кинорежиссёр Тэсигахара Хироси и др.].
Окамото и Ханада не сходились во взглядах на развитие современного искусства (это расхождение Ханада отразил в тексте «Размышления о яблоках», 1950; впервые опубликован в журнале «Нингэн»). Окамото считал дуалистический подход к восприятию искусства неверным и стремился к его преодолению. Он утверждал, что фигуративное и абстрактное искусство не исключают друг друга, а могут создать общую форму. На основе этих взглядов художник сформировал собственную теорию – «поляризм».
После посещения выставки керамики Дзёмон в Национальном музее в Токио (1951) Окамото написал эссе «О керамике Дзёмон» (впервые опубликовано в 1952 в журнале «Мидзуэ»), в котором сформулировал своё отношение к традиции и её роли в современном искусстве. По мнению мастера, традиция подвижна и требует пересмотра принципов японской эстетики. Вопреки устоявшимся представлениям, Окамото утверждал, что для традиционной японской культуры важны грубоватые, «первобытные» энергичность и динамика и что обращение к культуре Дзёмон позволит обогатить этими качествами современное искусство Японии. Эта дискуссия была частью общего процесса переосмысления японского художественного наследия после войны, в ней участвовали и другие деятели изобразительного искусства, критики, архитекторы. В частности, как воплощение «духа Дзёмон» трактовалась архитектура Тангэ Кэндзо. В поиске новых ориентиров, не связанных с идеологией империализма 1930-х гг., Окамото противопоставлял экспрессивные памятники Дзёмон сменившей её культуре Яёй и выросшему из неё рафинированному искусству последующих веков.
В публикации «Искусство сегодня» (1954) Окамото доказывал, что необходимо избавиться от художественных систем прошлого, чтобы создать новые возможности для развития современной культуры. Однако он связывал эту идею не с отрицанием традиции как таковой, а с попыткой её переосмысления. Художник настаивал на отказе от представлений о «красоте» и «комфортности» искусства.
Вместе с архитектором Тангэ Кэндзо, художником-графиком Камэкурой Юсаку и дизайнером Янаги Сори Окамото основал «Общество современного искусства» («Гэндай гэйдзюцу-но кай»), значительно повлиявшее на формирование эстетической теории японского искусства 1950-х – 1960-х гг. (ежемесячные встречи участников проходили с декабря 1955 по март 1957). Взгляды Окамото на современное искусство сделали его весьма популярным среди японских художников нового поколения, работавших в 1960-х гг., таких как Синохара Усио (представитель японской художественной группы «Нео-дада»).
К концу 1940-х – началу 1950-х гг. на основе своих теоретических идей Окамото выработал узнаваемый художественный стиль, построенный на сочетании черт абстракции и фигуративности, ярких цветов, экспрессивных форм и масштабных динамичных композиций. Так, в произведениях «Тяжёлая индустрия» (1949) и «Закон джунглей» (1950; оба – Художественный музей Окамото Таро) присутствуют элементы абстракции, однако на картинах также изображены зооморфные и антропоморфные существа. Здесь Окамото обратился к социально-политическим темам. Центральный образ картины «Закон джунглей» – похожее на рыбу чудовищное существо – символизирует неограниченную власть. «Тяжёлая индустрия» посвящена механизации экономических процессов, из-за которой люди теряют рабочие места.
С 1950-х гг. возросло внимание к творчеству Окамото как в Японии, так и за рубежом. В 1951 г. в выставочном зале токийского универмага «Нихонбаси-Мицукоси» состоялась его первая послевоенная персональная выставка. Вместе с другими японскими художниками он принимал участие в международных биеннале (2-я биеннале в Сан-Паулу, 1953; 27-я Венецианская биеннале, 1954).
В начале 1950-х гг. Окамото начал работать как скульптор. Его интересовали образы вымышленных человекоподобных существ («Лицо», 1952) и солярные символы («Полуденное Солнце», 1967; оба – Художественный музей Окамото Таро). Художник также оформлял общественные пространства и постройки, его работы в области монументального искусства, как правило, отличались интенсивностью цвета и лаконичностью композиции. Керамическое панно «Создание» (1952) украсило подземный переход в универмаге «Такасимая» в токийском районе Нихонбаси; «Стена Солнца» (1956; не сохранилась) – старое здание муниципалитета Токио; мозаики (1964) по его эскизам – интерьер спорткомплекса «Ёёги» по проекту архитектора Тангэ Кэндзо в Токио.
В 1959 г. Окамото создал декорации для постановки оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин» на Токийском национальном стадионе (режиссёр Такэти Тэцудзи).
В 1960-х гг. художник регулярно ездил в экспедиции, в которых исследовал традиционное искусство и культуру разных стран – Китая, Республики Корея, Франции, Испании, Мексики и др. В Мексике он создал одну из своих самых масштабных живописных работ – роспись «Миф завтрашнего дня» (1968; длина 30 м, высота 5,5 м; акрил) по заказу М. Суарес-и-Суареса для гостиницы «Отель де Мехико». Автор изобразил последствия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в виде динамичной горизонтальной композиции, где на тёмном фоне сталкиваются между собой сюрреалистически деформированные формы красного, синего, жёлтого и белого цветов. Произведение отсылает к полотну «Герника» Пикассо (1937; Центр искусств королевы Софии, Мадрид), но, в отличие от неё, трактовано в менее драматическом ключе. Из-за банкротства владельца отель не был достроен, а произведение Окамото до начала 21 в. считалось утраченным. В 2003 г. роспись была обнаружена в Мехико, возвращена в Японию и после реставрации в 2008 г. размещена внутри железнодорожной станции Сибуя в Токио.
В рамках своего интереса к этнологии Окамото обращался к художественной и документальной фотографии. В книгах «Забытая Япония: о культуре Окинавы» (1961), «Повторное открытие Японии – топография искусства» (1962) и «Тайны Японии» (1964) он опубликовал свои снимки, посвящённые японской культуре.
Окамото занимался дизайном мебели, посуды, предметов одежды и др. К Играм XVIII Олимпиады в Токио (1964) разработал дизайн памятных медалей. В 1970-х гг. экспериментировал с принтами для тканей кимоно. Популярность приобрели оформленные им игральные карты (конец 1970-х гг.). В начале 1980-х гг. Окамото одним из первых начал использовать возможности компьютерного программирования для создания художественных произведений.
Одной из наиболее известных работ Окамото стала монументальная «Башня Солнца» (1970) – высотная доминанта и узнаваемый символ Всемирной выставки «Экспо-70» в Осаке (главным архитектором выставки был Тангэ Кэндзо). 70-метровая железобетонная башня возвышалась над центральным павильоном «Экспо-70» (для её вершины в кровле этой открытой решётчатой конструкции из стали по проекту Тангэ было устроено отверстие). Сам художник интерпретировал своё произведение как протест против чрезмерной интенсивности технического прогресса – «анти-Экспо» (официальная тема выставки – «Прогресс и гармония для человечества»). Форма башни во многом вдохновлена наследием древних культур – памятниками Дзёмон и доколумбовых культур Мексики. Вершина башни увенчана позолоченной маской, ниже размещены рельеф «Лик Солнца» и рисунок «Чёрное Солнце». По замыслу автора, эти элементы по отдельности символизировали будущее, настоящее и прошлое, а в целом – энергию всего живого во Вселенной. Эту тему развивала скульптурная композиция «Древо жизни» внутри башни. Она демонстрировала зрителям процесс эволюции живых существ, от простейших до наиболее сложных форм жизни, включая человека.
После демонтажа павильона Тангэ в 1978 г. башня осталась стоять на изначальном месте на территории мемориального парка выставки «Экспо-70». Среди подобных «Башне Солнца» скульптурных произведений Окамото – «Молодая часовая башня» (1966, Токио), «Башня молодого Солнца» (1969, Инуяма, префектура Айти), «Башня матери» (1971, Кавасаки), «Древо детей» (1985, Токио).
В 1980-х гг. работы Окамото демонстрировались в Великобритании и Франции на крупных выставках японского искусства: «Реконструкция: авангардное искусство в Японии 1945–1965» (1985, Музей современного искусства, Оксфорд, ныне галерея Modern Art Oxford) и «Япония авангарда 1910–1970» (Центр Помпиду, Париж, 1986).
Начиная с 1950-х гг. Окамото появлялся в телевизионных программах, а также в рекламе компаний Citizen, JVC (ныне JVCKENWOOD), Maxell, что способствовало росту популярности его творчества и личности. Художник продуманно формировал свой имидж, благодаря чему сохранял известность на протяжении всей творческой карьеры. В 1975 г. компания Nanasai даже выпустила манекен, похожий на Окамото. В массовой культуре часто цитировался произнесённый им слоган рекламного ролика для видеокассет Maxell (1981): «Искусство – это взрыв!» («Art is an explosion!»). Свои личные увлечения – бейсбол, лыжный спорт, музицирование (фортепиано) – художник также использовал для создания публичного образа.
Окамото награждён орденом Искусств и литературы (кавалер, 1984; командор, 1989).
В 1991 г. художник передал значительную часть своих произведений в дар г. Кавасаки. В 1997 г. учреждена премия имени Окамото Таро в области современного искусства (TARO Award).
В начале 21 в. в Японии действуют два музея, посвящённых жизни и творчеству Окамото: Мемориальный музей Окамото Таро в Токио (с 1998; в его доме-мастерской) и Художественный музей Окамото Таро в Кавасаки (с 1999), в котором экспонируется бо́льшая часть его произведений, в том числе скульптура «Башня матери» (1971; во дворе музея).
В 2011 г. в честь столетия со дня рождения художника состоялись фестиваль искусств и масштабная ретроспективная выставка его работ в Национальном музее современного искусства в Токио. В 2012–2018 гг. отреставрирована «Башня Солнца», восстановлена экспозиция в её интерьере. В 2022 г. на ретроспективной выставке Окамото (Музей искусства Наканосима, Осака; Токийский столичный музей искусства) были впервые продемонстрированы три обнаруженных в Париже произведения 1931–1933 гг., приписываемые художнику.