Тег

Искусство Японии

Искусство Японии
Найденo 19 статей
Живописцы
Кано Мотонобу
Ка́но́ Мотоно́бу (1477–1559), японский художник периода Муромати, придворный живописец сёгуната Асикага и императорского двора. Глава школы Кано, стоявший у истоков её формирования. Старший сын Кано Масанобу. Унаследовал от отца статус придворного художника сёгунов, а также мастерство работы с тушью и стилистическую ориентацию на китайскую пейзажную живопись эпохи Сун. Считается создателем эталонного стиля школы Кано – результата синтеза двух художественных традиций: китайской (канга) и японской (ямато-э). Перешёл от формата камерного свитка, предназначенного для индивидуального созерцания, к монументальному искусству росписи стен и ширм в интерьерах – плоскостным декоративным изображениям («Цветы и птицы четырёх времён года» для храма Дайсэнъин киотского монастыря Дайтокудзи, около 1513, ныне в Национальном музее, Киото).
Кано Мотонобу. Цветы и птицы четырёх времён года. Ок. 1513
Живописцы
Ямасита Рин
Ямаси́та Рин (1857–1939), японская художница, представительница направления ёга и первая иконописица в Японии. Крестилась в православие в 1878 г. под именем Ирина у архимандрита Николая (Касаткина) в Токио. В 1881–1883 гг. обучалась в иконописной мастерской Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге; посещала классы в Императорской Академии художеств. В 1890–1918 гг. руководила иконописной мастерской при женской духовной школе в православной духовной миссии в Японии (Токио). Преимущественно писала иконы в русле религиозной академической живописи 2-й половины 19 в. («Воскресение Христово», 1891, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Тайная вечеря», после 1903, Музей искусств Касама Нитидо, Касама, префектура Ибараки). Выполняла заказы для православных церквей Японии. Отсутствие подписей на иконах затрудняет атрибуцию, однако, по оценкам исследователей, от 120 до 250 икон, выполненных Ямаситой, в 21 в. сохранилось в 39 японских церквах. Занималась также живописью маслом, офортом и рисунком.
Ямасита Рин. Икона «Воскресение Христово». 1891
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Селадон
Селадо́н, серо-зелёная глазурованная керамика, традиционная для искусства Китая, Кореи, Японии и Таиланда. Характерный серо-зелёный цвет получают, добавляя в глазурь оксид железа: чем значительнее его доля в составе, тем насыщеннее тон, который проявляется в ходе восстановительного (т. е. без доступа кислорода) обжига. К наиболее ранним образцам «настоящего» селадона относятся китайские изделия из печей Юэ (провинция Чжэцзян), датируемые периодом Хань. Производство селадона в Китае достигло расцвета при династиях Сун, Юань и Мин. В Корее производство селадона началось до 12 в., в Японии и Таиланде – в 13–14 вв.
Син Сан Хо. Ваза. 1990
Живописцы
Окамото Таро
Окамо́то Таро́ (1911–1996), японский живописец, скульптор, дизайнер, теоретик искусства. В 1930-х гг. жил в Париже: в 1-й половине десятилетия работал в русле абстракционизма, во 2-й половине был близок к сюрреалистам. К концу 1940-х – началу 1950-х гг. выработал узнаваемый стиль, построенный на сочетании черт абстрактной и фигуративной живописи, насыщенных цветов, динамичных форм и композиций. В скульптуре развивал сюрреалистическое направление, вдохновляясь образами искусства Дзёмон и других древних культур. Одно из наиболее известных произведений – «Башня Солнца» (1970) для Всемирной выставки «Экспо-70» в Осаке.
Окамото Таро
Термины
Дзюку
Дзю́ку, вид частной школы в Японии. В области художественного образования дзюку – частные академии (конец 1860-х гг. – середина 20 в.), где за помесячную плату обучались приходящие студенты (в отличие от традиционной системы ученичества у художника-мастера). В современной Японии слово «дзюку» означает учебное заведение для дополнительной подготовки к поступлению в престижные средние школы или университеты; также означает негосударственную школу в области искусств, иностранных языков или спорта.
Искусство
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Школа Кано (живопись)
Шко́ла Ка́но́, направление в японской живописи 15–19 вв. Сформировалось вокруг династии художников Кано. Основными заказчиками школы были представители военной элиты и буддийские монастыри, а творчество её художников стало официальным искусством периодов Адзути-Момояма (преимущественно последняя четверть 16 в.) и Эдо (сёгунат Токугава; 1603–1867). Основателем школы считается Кано Масанобу. На основе принципов японского и китайского искусства художники школы Кано разработали декоративные приёмы, которые были реализованы в монументальных форматах росписи стен и ширм («Порхающие птицы, цветущая слива и ивовые деревья» работы Кано Санраку и Кано Сансэцу, 1631, храм Тэнкюин в святилище Мёсиндзи, Киото).
Кано Мотонобу. Левая часть ширмы «Цветы и птицы четырёх времён года». 16 в.
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Ёсидзава Акира
Ёсидза́ва Аки́ра (1911–2005), японский мастер оригами. Один из ведущих художников и популяризаторов современного искусства оригами. Ввёл единую систему символов, благодаря которой схемы оригами стали понятны для мастеров разных стран, уточнил термины, переработал теорию, создал свыше 50 тыс. моделей, разработал собственную технику «мокрого оригами». Орден Восходящего солнца 5-го класса (1983).
Ёсидзава Акира. 1993
1
2