Оборонительная стратегия
Оборони́тельная страте́гия, разработка и формирование механизмов, которые позволяют удерживать завоёванные рыночные позиции и поддерживать необходимый уровень прибыльности бизнеса в интересах владельцев компании и стейкхолдеров.
Оборонительная стратегия – это одно из стратегических решений руководства компании, направленное на усиление её позиций на рынке в интересах её сотрудников и инвесторов. Главный признак всех видов оборонительных стратегий – защита компанией завоёванного рынка, сохранение ею уровня прибыльности не ниже среднеотраслевой.
Т. о., предназначение оборонительной стратегии – защитить позиции компании на её стратегических рынках, одновременно обеспечивая прибыльность в соответствии с интересами инвесторов и поставленными перед компанией задачами.
Принципы оборонительной стратегии
Сохранение контроля над собственной долей рынка требует значительных маркетинговых усилий. Скорость роста рынка, существующий размер доли рынка, появление новых конкурентов способствуют усложнению функционирования компании на рынке. Для удержания завоёванной позиции компании следует противопоставить конкурентам спланированные действия по усилению корневых компетенций.
Поэтому оборонительная стратегия должна разрабатываться не в предбанкротном состоянии компании, а в период её развития – для закрепления рыночных позиций, анализа возможностей и коррекции реализуемой стратегии развития компании.
Оборонительная стратегия – не пассивное поведение на рынке для удержания позиций, а активные, наступательные действия, прежде всего для совершенствования и развития, для подготовки новых стратегических ударов по конкурентам. Так, например, выпуск компанией товаров нового поколения становится одним из аспектов оборонительной стратегии, что позволяет ей сохранить интерес покупателей и удерживать продажи на высоком уровне.
Когда компания достигает желаемого рыночного уровня, для начала нового наступления требуется передышка, переосмысление реализованной стратегии и определение новых стратегических направлений развития.
Любая компания стремится стать первой на своём сегменте рынка или в своей нише. Компания занимает выжидательную позицию, когда закрепляется надолго на своей доле рынка.
Компоненты оборонительной стратегии
Стратегическое управление, осуществляемое руководством компании на стадии начала реализации общей стратегии, подразумевает активную работу с менеджерами по разработке оборонительной стратегии для того, чтобы реализовывать данную стратегию не в момент наивысшего напряжения усилий компании, а в ходе выполнения уже принятой стратегии. Ситуация, в которой менеджмент предприятия внимательно следит за рынком и за действиями конкурентов, чтобы вслед за ними выпустить аналог какого-либо продукта или технологии, часто обозначается как «стратегическая инициативная оборона».
Оборонительная стратегия предусматривает проведение упреждающих оборонительных действий, анализирующих слабые стороны конкурентов. Оборона должна быть активной, вынуждающей конкурентов реагировать затратой дополнительных ресурсов на обманные маркетинговые действия компании, что тем самым ослабляет их позиции.
Оборонительную стратегию можно рассматривать как процесс оптимизации бизнеса, укрепление конкурентной позиции. Для этого компания прежде всего осуществляет следующие меры, способствующие укреплению её позиций на рынке: повышение ценности своих продуктов или услуг; подчеркивание преимуществ собственного бренда, что ведёт к обесцениванию стоимости продукции конкурентов; формирование целевого рынка на определённые демографические группы рынка.
Следует помнить, что используемая оборонительная стратегия всегда должна быть сбалансирована с конкурентной стратегией развития бизнеса предприятия.