#Календарные обрядыКалендарные обрядыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКалендарные обрядыКалендарные обрядыНайденo 8 статейМагические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики СвяткиСвя́тки, в славянском народном календаре период у православных от Рождества [25 декабря (7 января)] до Крещения [6(19) января], у католиков от Рождества (25 декабря) до праздника Богоявления, более известного как День трёх королей (6 января); один из наиболее важных календарных циклов, содержащий широкий круг продуцирующих, прогностических, матримониальных, охранительных, очистительных обрядов, магических действий, примет, запретов и предписаний. Мифологический статус святок определяется «пограничным» временем, на которое они приходятся: это время зимнего солнцеворота, означающее завершение старого и начало нового года, которое в народном мировоззрении трактуется ещё и как «рождение» нового года и нового солнечного цикла. Значимость обрядового святочного периода объясняется влиянием всех совершаемых на святках действий на события всего последующего года, судьбу и здоровье людей, урожай и благополучие хозяйства.Магические ритуалы, обряды, практики МасленицаМа́сленица, в славянском традиционном календаре праздник перед Великим постом, знаменующий собой границу между мясоедом и постом, а также между зимой и началом нового весенне-летнего вегетативного и хозяйственного сезона. Православная церковь не считает Масленицу праздником и видит в Сырной седмице, на которой она справляется, время подготовки в Великому посту. Масленица широко отмечается в русской и западнославянской традициях, а также у южных славян-католиков; в меньшей степени – у сербов, болгар и македонцев; в календаре белорусов и украинцев представлена довольно слабо. Основной смысл масленичных ритуалов – побуждение всех сил природы к плодоношению и воспроизводству, воздействие на вегетацию культурных растений, на фертильность людей и скота. Это объясняет оргиастический, продуцирующий характер праздника, сохранившего ряд дохристианских ритуалов и смыслов с доминантной темой обильной, сытной пищи и гиперсексуальности, а также временного освобождения от правил повседневного поведения. Наиболее типичными ритуальными формами, характерными для Масленицы, являются: изготовление масленичных чучел и масок, символизирующих праздник, разведение костров, ряжение и обходы домов группами ряженых, обильные трапезы с жирной пищей, а также набор продуцирующих магических практик, направленных на активизацию всеобщего плодородия.Праздники Новый годНо́вый год, календарный праздник, обозначающий конец старого и начало нового года. В 21 в. в России и в большинстве стран мира наступление Нового года отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января по григорианскому календарю. В традициях разных народов можно выделить ряд типологически общих обычаев Нового года как переломного, пограничного времени, завершающего старый календарный и хозяйственный цикл и начинающего новый период жизни, события которого можно предсказать и на которые можно повлиять с помощью продуцирующей и охранительной магии. Исторически даты Нового года и ритуальные формы его празднования в разных странах неоднократно менялись и устанавливались в зависимости от ряда факторов: астрономических познаний, принятой в стране календарной системы (лунный, лунно-солнечный, солнечный календари), приоритетных для данного общества форм хозяйственной деятельности, религиозных и мифологических представлений, государственных реформ, культурных взаимовлияний. В России Новый год является одним из государственных праздников.Обиходные названия Египетские дниЕги́петские дни, в европейской астрологии поздней Античности, Средних веков и раннего Нового времени название некоторых дней, считавшихся опасными или неблагоприятными для важных дел. Например, в такие дни считалось рискованным посылать армии в бой, отправляться в паломничество и другие дальние путешествия, жениться, строить здания, собирать урожай; а те, кто родился в египетские дни, могли умереть несчастной смертью или были обречены на жизнь в нищете.Музеи, галереи Музей Иванушки Петровича ДМузе́й Ива́нушки Петро́вича Д., этнографический музей на родине П. П. Ершова в селе Ершово (Ишимский район) Тюменской области (2020). Назван в честь главного героя сказки «Конёк-горбунок». Экспозиция представляет собой деревенскую избу русского сибирского крестьянина 19 в. с предметами быта; проводятся экскурсии с мастер-классами; организуются праздники районного масштаба. Музей входит в создаваемый туристический кластер на базе Ишимского музейного комплекса имени П. П. Ершова.Религиозные ритуалы, обряды, практики Танец кукол юкунаТа́нец ку́кол юку́на, традиционный ежегодный ритуал индейцев юкуна. Своё условное название получил от характерных костюмов, которые надевают участники ритуала. Проводится в феврале – апреле, в период созревания культивируемых на чагре (чакре, конуко) диких плодов и фруктов, длится два дня и три ночи. Сопровождается коллективными танцами в малоке. Танец кукол имеет поучительно-игровой смысл (символически воспроизводит установленный в мифологические времена миропорядок) и является важной составляющей культурной идентичности юкуна.Магические ритуалы, обряды, практики Майское деревоМа́йское де́рево, комплекс весенних обрядов у народов Западной и Центральной Европы. Проводятся в первые дни мая, местами сдвигаются к Троицыну дню. Накануне или в ночь под 1 мая молодёжь собирает зелень и цветы, плетёт венки и гирлянды, которыми украшают дома и т. п. Основной обряд – установка на центральной площади майского дерева в образе дерева, часто с ободранными до верхушки ветками, или столба, иногда в виде креста.Термины Аграрные культыАгра́рные ку́льты (земледельческие культы), религиозные культы, преимущественно связанные с земледелием, составляющие разновидность культа плодородия. В понятие «аграрные культы» обычно включают почитание культурных растений, сил, способствующих плодородию, – земли, солнца, воды, дождя и т. п. Аграрные культы составляют важнейшую часть календарных обрядов либо имеют окказиональный характер (обряды вызывания дождя во время засухи и др.). С ними связаны определённые типы мифологических персонажей (мужские и женские божества плодородия) и сюжетов (мифы об умирающем и воскресающем боге).