Тег

Праздники и фестивали

Праздники и фестивали
События в сфере кинематографа
Кочующий северный кинофестиваль
Кочу́ющий се́верный кинофестива́ль, биеннале фильмов, посвящённых народам, природе и культуре Арктики. В программу входили документальные и этнографические фильмы, анимация, представлялось игровое кино северных стран, проходили выставки и научные мероприятия. Возник в 2002 г. в Салехарде в рамках Российского фестиваля антропологических фильмов при участии Северного исследовательского форума (NRF). Фестиваль, в соответствии с идеей, «кочевал» по северу Евразии и Америки, представляя свои программы в рамках других фестивалей, форумов и конференций, в стенах университетов и других учреждений (в РФ – Салехард, Ханты-Мансийск, Великий Новгород, Сургут, Улан-Удэ, Норильск и др.; Йеллоунайф в Канаде; Вашингтон и Майами в США; Рейкьявик и Акюрейри в Исландии; Хельсинки и Рованиеми в Финляндии). В 2006 г. фестиваль стал частью культурной программы председательства РФ (2004–2006) в Арктическом совете; в 2007–2009 гг. входил в план мероприятий председательства РФ в Совете Баренцева/Евроарктического региона. Последний такой фестиваль был проведён в 2012 г. в Баренцбурге. В 2013 г. в рамках того же проекта возник фестиваль «Неделя российского кино в Исландии» (проводился до 2019).
Исторические эпохи и события
Праздники
Лаг ба-Омер
Лаг ба-О́мер, еврейский праздник, который отмечается на 33-й день омера (18 ияра). Примерно соответствует апрелю – маю. Омер – 7-недельный период между Песахом и Шавуотом. На 33-й день омера отмечается отдельный праздник, название которого привязано к этой дате, поскольку числовое значение букв ламед и гимел, составляющих слово «лаг», – 33. Само слово «омер» обозначает «сноп». Отсчёт омера начинался на второй день праздника Песах, когда в Иерусалимский храм приносилась жертва в виде снопа ячменя, и заканчивался за день до праздника Шавуот, когда в Храм приносили сноп пшеницы. Традиция празднования Лаг ба-Омера в Европе восходит к эпохе распространения каббалы. С ним связывается история гибели от чумы 24 тыс. учеников рабби Акивы во время восстания Бар-Кохбы, в силу чего многие законы омера напоминают законы траура. Позднее появилось представление о том, что на 33-й день счёта омера чума прекратилась, его стали отмечать как праздничный. 33-й день омера почитается и как дата смерти выдающегося мудреца Шимона Бар Йохая. В Израиле в этот день принято совершать паломничество на гору Мерон, где находится его могила. На праздник также принято разводить костры, что напоминает летние праздничные обычаи других народов (Иван Купала, Зелёные Святки и т. п.).
Декоративный календарь отсчёта «омера». Бессарабия (Румыния). 1902 г. Бумага, дерево, акварель, тушь. Иврит.
Праздники
Рош ха-Шана
Рош ха-Шана́, еврейский Новый год, который отмечают в первый и второй дни месяца тишрей (сентябрь – октябрь). Согласно иудейской традиции, Рош ха-Шана – день создания мира, на который пришлись и другие важные события еврейской истории, в частности, именно в этот день Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Десять дней покаяния и раскаяния, которые проходят между Рош ха-Шана и Судным днём (Йом киппур), принято трубить в рог шофар, что символизирует призыв к покаянию. Все обычаи этого праздника – это добрые пожелания на будущее, отражающие надежды на хороший, благополучный и счастливый год и символизирующие искупление грехов. Во время праздничной трапезы принято есть круглую халу (хлеб) и яблоки, макать их в мёд, чтобы наступающий год был сладким. С конца 19 в. в еврейской среде в Европе и США в обиход вошли новогодние поздравительные открытки с изображениями обрядов и символов осенних праздников.
Символическая банкнота «Сто добрых пожеланий» на Рош ха-Шана. Рига. Начало 20 в.
Спортивные события
«Аэрофлот Опен»
«Аэрофло́т О́пен», ежегодный шахматный фестиваль, проходящий в Москве с 2002 г. Фестиваль состоит из трёх турниров: A (для шахматистов, чей рейтинг не менее 2550 пунктов коэффициента Эло), B (для шахматистов с рейтингом 2300–2549), C (для шахматистов, чей рейтинг менее 2300, или не имеющих рейтинга). К участию допускаются на равных условиях мужчины и женщины. Турниры проводятся по швейцарской системе в 9 туров. Спонсор фестиваля – авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии». Организаторами соревнований совместно с «Аэрофлотом» являются Федерация шахмат России и Ассоциация шахматных федераций. Победитель турнира А получает право играть на ближайшем супертурнире в Дортмунде. В разные годы в турнире принимали участие М. Карлсен, Ф. Каруана, Б. А. Гельфанд, А. И. Грищук, В. М. Иванчук, Ш. Мамедьяров, Э. Бакро и др. По два раза главный турнир выигрывали А. Г. Александров (2002, 2003), В. А. Бологан (2003, 2006), Я. А. Непомнящий (2008, 2015), а также вьетнамский гроссмейстер Ле Куанг Льем (2010, 2011).
Эмблема шахматного фестиваля «Аэрофлот Опен»
Праздники
«Арзамасский Гусь» (бренд города)
«Арзама́сский Гусь», бренд города Арзамаса, порода гусей, которой город и его окрестности славились в 17–19 вв. Арзамасский гусь белого цвета с голубыми глазами, оранжевыми лапами и клювом, очень выносливый, крупный, мясной, с драчливым нравом. В 19 в. Арзамас считался гусиной столицей России, близ него выращивалось до 20 тыс. гусей в год, которые осенью перегонялись в Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург. С 2005 г. гусь является одним из символов, изображённых на гербе и флаге Арзамасского района. Полномасштабное возрождение бренда началось с 2012 г. с проведения фестиваля «Арзамасский гусь» и установки памятника Арзамасскому гусю в центре города, на улице Карла Маркса. В выставочном отделе Арзамасского историко-художественного музея представлена коллекция «Арзамасский Гусь» (1970; первый экспонат – рисунок арзамасского гуся в смоляных «лаптях», выполненный советским космонавтом А. А. Леоновым).
Объекты культуры