#Представители Проторенессанса в искусстве
Представители Проторенессанса в искусстве
Тег

Представители Проторенессанса в искусстве

Представители Проторенессанса в искусстве
Найденo 14 статей
Живописцы
Чимабуэ
Чимабу́э (около 1240 – около 1302), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников Проторенессанса в живописи. Работал во Флоренции, Ареццо, Ассизи, Пизе. Главная линия в творчестве Чимабуэ – преодоление византийской живописной традиции через монументализацию образов, наделение их большей физической конкретностью и эмоциональностью («Маэста́», последняя четверть 13 в., Лувр, Париж). Один из крупнейших новаторов монументальной живописи дученто (росписи трансепта и хора Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1288–1290/1292). Традиционно считается учителем Джотто.
Чимабуэ. Маэста. Последняя четверть 13 в.
Скульпторы
Джованни Пизано
Джова́нни Пиза́но (около 1245/1250 – между 1317 и 1319), итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса. Сын Никколо Пизано, работал вместе с ним над кафедрой в соборе Сиены (1265–1268) и над «Фонтана Маджоре» в Перудже (1277–1278). С 1290 г. занимал должность капомастро собора в Сиене. Автор проповеднических кафедр в церкви Сант-Андреа в Пистое (1298–1301) и в соборе Пизы (1302–1310). Стиль скульптуры Джованни Пизано, пронизанный драматизмом и экспрессией, сформировался под влиянием античных приёмов и черт, заимствованных из французской готики.
Джованни Пизано. Избиение младенцев. Сцена с парапета кафедры церкви Сант-Андреа в Пистое. 1298–1301
Скульпторы
Арнольфо ди Камбио
Арно́льфо ди Ка́мбио (1240/1245–1302/1310), итальянский скульптор и архитектор Проторенессанса. Ученик Никколо Пизано. Создал ряд надгробий кардиналов и римских пап (кардинала Гийома де Брея, около 1282, церковь Сан-Доменико в Орвието; Бонифация VIII, 1295/1296, гроты собора Святого Петра, Ватикан), кивории в римских церквях Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (1285) и Санта-Чечилия-ин-Трастевере (1293). Во Флоренции капомастро собора Санта-Мария-дель-Фьоре (с 1296), предполагаемый архитектор церкви Санта-Кроче (с 1294) и Палаццо Синьории (1299–1314, с 1549 – Палаццо Веккьо). Стиль Арнольфо ди Камбио в скульптуре и архитектуре отличает соединение черт готики и классически-гармоничной итальянской художественной традиции, восходящей к Античности.
Арнольфо ди Камбио. Жаждущий. Скульптура Малого фонтана в Перудже. 1277–1281
Живописцы
Спинелло Аретино
Спине́лло Арети́но (Spinello Aretino) (1350/1352 – 1410), итальянский живописец Проторенессанса, джоттеск, представитель флорентийской школы живописи. Родился в Ареццо в семье ювелира Луки Спинелли, работал в городах Тосканы. Автор фресковых циклов, отличающихся ясной и убедительной повествовательностью в традициях Проторенессанса: росписи в церкви Сан-Франческо в Ареццо (до 1386; 1404), в сакристии церкви Сан-Миньято-аль-Монте (сцены из жизни святого Бенедикта, около 1387 – 1388), в оратории Санта-Катерина-аль-Антелла (около 1390), в галерее Кампосанто в Пизе (житийные сцены святых Эфизия и Потита), в «Зале Приоров» Палаццо Публико в Сиене (сцены из жизни папы Александра II, 1407), и др. Многочисленные алтарные полиптихи (в том числе по заказам бенедиктинской конгрегации Санта-Мария-ин-Монте-Оливето) и их разрозненные фрагменты отличаются насыщенным колоритом и утончённостью декора; на них изображены крупные монументальные фигуры с тщательно проработанной карнацией («Мадонна на троне с Младенцем и святыми», 1391; «Коронование Богоматери», 1401, оба – Галерея Академии, Флоренция). Спинелло Аретино – значимый предшественник первого поколения мастеров Раннего Возрождения (Мазаччо и др.). Ученик и ассистент Спинелло – его сын, художник Парри Спинелли.
Спинелло Аретино. Чудо с серпом. Фреска в сакристии церкви Сан-Миньято-аль-Монте во Флоренции. Ок. 1387–1388
Скульпторы
Агостино ди Джованни
Агости́но ди Джова́нни (Agostino di Giovanni) (работал между 1310 и 1347), итальянский скульптор Проторенессанса, представитель сиенской школы. Вероятно, ученик Камаино ди Крешентино. Выполнял архитектурные, скульптурные и инженерные работы в Сиене [Торре-дель-Манджа в Палаццо Публико, Палаццо Санседони, гидравлические работы для Фонте-Гайя («Фонтан Радости»)] и в городах Тосканы: Масса Мариттима, Гроссето, Вольтерра и др. С 1331 г. работал вместе со своим сыном, Джованни ди Агостино. Его подписные произведения: деревянная статуя Богоматери Благовещения (1321, Национальный музей Сан-Маттео, Пиза), надгробие Гвидо Тарлати в соборе Ареццо (1330, совместно с Аньоло ди Вентура, содержит многочисленные повествовательные рельефы), надгробие юриста Джино де Сиджибульди в соборе Пистои (1337–1339). На основе стилевого анализа ему приписываются многочисленные фрагменты мраморных рельефов 1-й половины 14 в.
Искусство
Скульпторы
Никколо Пизано
Никко́ло Пиза́но (около 1220/1225 – до 1284), итальянский скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса. Одним из первых в Италии обратился к античной пластике, в формировании его стиля также велика роль византийского искусства и французской готики. Наиболее значительные работы Никколо: завершение пизанского баптистерия (1260–1264), проповеднические кафедры в пизанском баптистерии (1260) и соборе Сиены (1265–1268), Большой фонтан в Перудже (1277–1278). Отец Джованни Пизано, учитель Арнольфо ди Камбио.
Никколо Пизано. Рождество. Кафедра баптистерия, Пиза. 1260
Живописцы
Дадди Бернардо
Да́дди Берна́рдо (Bernardo Daddi) (около 1280/1290 – 1348), итальянский живописец Проторенессанса, представитель флорентийской школы. Между 1312 и 1320 гг. вступил в цех врачей и аптекарей во Флоренции, в который традиционно входили живописцы; вероятно, был одним из ключевых ассистентов в мастерской Джотто, влияние которого особенно наглядно прослеживается в триптихе «Богоматерь с Младенцем со святыми Матфеем и Николаем Чудотворцем» (1328, Уффици, Флоренция). Начиная с 1330-х гг. возглавлял собственную большую мастерскую во Флоренции. В обширное наследие художника входят росписи в капелле Пульчи-Берарди в церкви Санта-Кроче во Флоренции (около 1330), многочисленные алтарные полиптихи (полиптих Сан-Панкрацио, около 1337/1338, разрознен, фрагменты в Уффици, Флоренция; «Коронование Богоматери», около 1340–1445, Галерея Академии, Флоренция, и др.), небольшие переносные складни для уединённой молитвы (триптих около 1333 из музея Бигалло, Флоренция, и др.) и живописные распятия (около 1340–1345, Галерея Академии, Флоренция). Художественный язык флорентийской школы 2-й четверти 14 в. с его ясными пространственными построениями, монументальными объёмами, ярко выраженными светотеневыми моделировками и геометризованными орнаментами Дадди обогатил изысканной декоративностью и эмоциональностью, восходящими к сиенской школе. Умер во время великой чумы 1348 г.
Бернардо Дадди. Триптих c изображениями Рождества, Коронования Богоматери и Распятия. Между 1338 и 1340
Живописцы
Орканья Андреа
Орка́нья Андре́а (около 1320 – 1368), итальянский художник и архитектор Проторенессанса. В творчестве Орканьи наметился отход от принципов джоттесков в сторону абстрактной выразительности готического искусства. Монументальные произведения во Флоренции: фрагменты сцен «Триумф смерти», «Страшный суд», «Ад» в церкви Санта-Кроче (1344–1345, Музей Санта-Кроче), росписи алтарной капеллы в церкви Санта-Мария-Новелла (1348–1352). В живописи на досках стремился к объединению частей полиптиха единым пространством с элементами перспективы, намечая новую тенденцию в развитии алтарного образа: Алтарь Строцци (1354–1357, церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция). В 1352–1359 гг. по его проекту и под его руководством возведён резной табернакль для живописного образа Богоматери в церкви Орсанмикеле. С 1357 г. участвовал в проектировании собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в 1358–1360 гг. руководил строительством собора в Орвието.
Андреа Орканья. Киворий. 1359. Церковь Орсанмикеле, Флоренция
Скульпторы
Майтани Лоренцо
Майта́ни Лоре́нцо (Лоренцо Маитани, Lorenzo Maitani) (около 1270/1275 – 1330), итальянский архитектор и скульптор Проторенессанса, представитель сиенской школы. С 1308 г. наблюдатель и консультант, с 1310 г. капомастро при строительстве собора в Орвието. Майтани приписываются общее композиционное решение фасада собора и ряд украшающих его скульптур: рельефы «Сотворение мира» (северный пилон) и «Страшный суд» (южный пилон), символы евангелистов (согласно документам, в 1330 исполнил фигуру орла, символа святого Иоанна Богослова), в тимпане главного портала – мраморная статуя «Богоматерь с Младенцем» под бронзовым балдахином, полог которого распахивают фигуры ангелов (ныне в музее собора). В этих скульптурных работах преобладание линейного начала, некоторые типажи и изысканные позы фигур свидетельствуют о влиянии французской готики.
Господь запрещает Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания добра и зла. Рельеф на фасаде собора в Орвието. Между 1310 и 1330. Приписывается Лоренцо Майтани
1
2