Неелов Пётр Васильевич
Нее́лов Пётр Васи́льевич (в ряде документов 19 в. фамилия писалась как Неёлов) [по уточнённым данным, 5(16).10.1751, Царское Село, ныне Пушкин – по уточнённым данным, 5(17).9.1846, там же], российский архитектор и график, статский советник (1826). Дворянин. Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова.
Годы учёбы
В детстве был принят на службу в Контору строений Царского Села, где работал его отец: ученик архитектора (1762–1767, с перерывом) и помощник архитектора (1770–1778, с перерывом, с 1775 без жалованья). Первоначальное архитектурное образование получил под руководством отца, затем занимался у профессора архитектуры Императорской Академии художеств Ж.-Б. М. Валлена-Деламота (зима – лето 1766, весна 1767 – осень 1770; занятия оплачивала Контора строений, сведения об обучении Неелова в самой Академии художеств ошибочны).
Для изучения садово-паркового искусства по решению императрицы Екатерины II направлен в Великобританию, где жил в 1771–1775 гг. (первые несколько месяцев находился при отце, затем под присмотром настоятеля церкви в честь Успения Божией Матери при российской дипломатической миссии в Лондоне иерея А. А. Самборского): делал рисунки и планы значимых парков и парковых сооружений (например, беседок), для чтения специальной литературы должен был овладеть английским языком.
Уволен из Конторы строений с присвоением звания за-архитектора (дано по аттестации архитекторов Ю. М. Фельтена и А. Ф. Виста) с правом проектировать английские (пейзажные) парки для частных лиц [указ Екатерины II от 15(26) марта 1778].
На военной службе
Служил в лейб-гвардии Преображенском полку под командованием князя Священной Римской империи Г. А. Потёмкина (с 1787 – Г. А. Потёмкин-Таврический) (1778–1783; по уточнённым данным, уволен в отставку с чином поручика гвардии) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Предположительно по заказу Г. А. Потёмкина выполнил ряд рисунков в жанре каприччио [один из них датирован 1780, сохранились в альбоме «Recueil de 54 dessins de Ruines et Paysages à la plume colorés et executés à la main par différents artistes» («Собрание 54 выполненных вручную пером и раскрашенных рисунков руин и пейзажей разных художников»), принадлежавшем князю; ныне в Научной библиотеке имени Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань].
Во время путешествия Екатерины II на Юг России в 1787 г. по поручению Г. А. Потёмкина занимался обеспечением гужевым транспортом сопровождавших императрицу лиц и перевозками из одного пункта в другой ряда путевых дворцов, где государыня, её гости и свита отдыхали.
В 1789 г., во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., участвовал в осаде турецкой крепости Бендеры.
В должности архитектора
На Юге России
Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (апрель/май 1790 – декабрь 1793 / январь 1794; определён на должность Г. А. Потёмкиным-Таврическим). В 1791 г. надзирал за отделочными работами в городском соборе Григория Просветителя Армении (известен как Адмиралтейский; взорван в 1936). Зимой 1791/1792 – осенью 1792 гг. на левом берегу реки Южный Буг в селении Богоявленск Херсонского уезда Екатеринославского наместничества (ныне в городской черте Николаева) осуществлял контроль за возведением церкви в честь Богоявления Господня (взорвана германскими войсками в 1944) и дворца графини А. В. Браницкой по проектам И. Е. Старова, фонтана, ветряной мельницы, а также за работами по отделке и благоустройству казённых домов (все не сохранились). После посещения Николаева весной 1792 г. председателем Черноморского адмиралтейского правления вице-адмиралом Н. С. Мордвиновым (с ним Неелов мог познакомиться в середине 1770-х гг. в Великобритании) для этого органа управления Черноморским флотом спроектировал (не позднее октября 1792) и возвёл (очевидно, в 1793) одноэтажный деревянный дом площадью около 900 м2: прямоугольный в плане, по-видимому, с 8-колонным портиком тосканского ордера (существует, однако, версия о создании портика в 1795 инженером генерал-майором И. И. Князевым). В документах дом именовался адмиралтейским, затем адмиральским или главного командира Черноморского флота (в 1794 в нём поселился Мордвинов с семьёй); до середины 1830-х гг. здание неоднократно перестраивалось и украшалось. Вокруг дома Неелов, вероятно, заложил сад.
В Царском Селе
После смерти своего брата И. В. Неелова приглашён в конце 1793 г. Екатериной II на должность архитектора Царскосельской конторы, назначен на неё 15(26) февраля 1794 г. Руководил возведением в Царском Селе в 1794–1795 гг. Александровского дворца (проект архитектора Дж. Кваренги; Неелов внёс в проект ряд поправок) и затем до 1796 г. отделочными работами в нём. Завершил сооружение 32-колонной ротонды-беседки на т. н. Розовом поле в Екатерининском парке, начатой старшим братом (1794; в 1800 разобрана, сохранился цоколь). Автор проекта и руководитель строительства Вечернего зала близ моста Малый каприз в Екатерининском парке – прямоугольного в плане павильона с двумя кабинетами и полукруглым залом, украшенного деревянными колоннами в виде пальм (скульптор П. И. Брюлло) (1796–1800, работы приостановлены императором Павлом I, чей приказ подтверждён императором Александром I в 1805, завершены архитектором Л. Руска по своему проекту в 1810; ныне используется как выставочный и концертный зал). Подготовил опись царскосельских дворцовых, садовых и казённых строений [издана историком И. Ф. Яковкиным в книге «История Села Царского» (История Села Царского. 1831. С. 417–427)].
Выполнил в технике акварели рисунки планов и фасадов построек Царского Села, связанных с деятельностью отца и брата (1797–1798, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург), и Петергофа (с генеральным планом; 1799, ныне в Архиве Государственного музея-заповедника «Петергоф»). Альбомы архитектурной графики, созданные Нееловым, – ценный источник по истории архитектурных ансамблей этих двух императорских резиденций.
В связи с образованием с 1(13) января 1802 г. по указу Александра I от 18(30) декабря 1801 г. вместо Царскосельской конторы подчинённого Гоф-интендантской конторе Царскосельского дворцового правления Неелов вошёл в число его членов с сохранением должности архитектора (до весны 1817). Построил на Малой улице Царского Села – на Мастеровом дворе правления – кузницу, круглую в плане, с тремя прямоугольными ризалитами (1806; ныне дом № 14 а). Спроектировал английский парк в районе Нижних каскадных прудов на новой территории Царского Села (1810). Назначен следить за состоянием всех дворцовых строений в Царском Селе, поддерживая их в чистоте и исправности [устное повеление Александра I оформлено 23 августа (4 сентября) 1811 распоряжением главноначальствующего над Гоф-интендантской конторой графа Ю. П. Литты (Дж. Р. Литты-Висконти-Арезе)]. В 1817–1830 гг. числился архитектором по ведомству Царскосельского правления.
По всей видимости, курировал в 1798–1799 гг. строительство в селе Усть-Ижора Софийского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне посёлок Колпинского района г. Санкт-Петербург) пятиглавой каменной церкви во имя благоверного князя Александра Невского с колокольней в стиле зрелого классицизма (в 19 в. перестраивалась, отреставрирована к началу 2000-х гг.; мнение о Неелове как об одном из наиболее вероятных авторов проекта впервые высказала искусствовед Е. В. Гусарова в 1988).
Награждён орденом Святого Владимира 4-й степени (1819).
Был женат (очевидно, с 1787) на Марии Ефимовне, урождённой Савурской [скорее всего, 1768 – 31.7(12.8).1844, Царское Село], дочери протоиерея Спасо-Преображенского собора Кременчуга (1774–1790) и Адмиралтейского собора Николаева (1790–1813) Е. Т. Савурского.
Похоронен на Кузьминском кладбище в г. Пушкин рядом с женой и неподалёку от отца и брата.
Память о П. В. Неелове
Сохранились акварельные портреты Неелова и его супруги кисти А. П. Рокштуля, которые можно рассматривать как парные (предположительно, 1840-е гг.; ныне в музее-заповеднике «Царское Село»).
На реконструкцию биографии П. В. Неелова негативно повлияли мемуарные записки его внука подполковника А. П. Неелова «Из давних лет (Пересказ моих тётушек)» (изданы в журнале «Русская старина» в 1916, том 165), содержащие как семейные легенды, так и фактические ошибки, а также текст диплома на дворянское достоинство 1810 г. и формулярный список 1846 г., содержащие неточности в основных биографических сведениях архитектора (эти документы опубликованы искусствоведом Л. В. Бардовской: Бардовская. 2008. С. 26; С. 30. Примеч. 7).
Получившая широкую известность предположительная атрибуция проекта т. н. дома музыканта Л.-В. Теппера де Фергюсона (одноэтажный, с мезонином в центральной части, возведён в начале 19 в. на Средней улице Царского Села, ныне дом № 4) Неелову документально не подтверждена.
В научной и научно-популярной литературе П. В. Неелова часто путают с его современником – тёзкой и однофамильцем архитектором П. И. Нееловым.