Неелов Пётр Васильевич
Нее́лов Пётр Васи́льевич (в ряде документов 19 в. фамилия писалась как Неёлов) [по уточнённым данным, 5(16).10.1751, Царское Село, ныне Пушкин – по уточнённым данным, 5(17).9.1846, там же], российский архитектор и график, статский советник (1826). Дворянин. Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова.
Годы учёбы
В детстве был принят на службу в Контору строений Царского Села, где работал его отец: ученик архитектора (1762–1767, с перерывом) и помощник архитектора (1770–1778, с перерывом, с 1775 без жалованья). Первоначальное архитектурное образование получил под руководством отца, затем занимался у профессора архитектуры Императорской Академии художеств Ж.-Б. М. Валлена-Деламота (зима – лето 1766, весна 1767 – осень 1770; занятия оплачивала Контора строений, сведения об обучении Неелова в самой Академии художеств ошибочны).
Для изучения садово-паркового искусства по решению императрицы Екатерины II направлен в Великобританию, где жил в 1771–1775 гг. (первые несколько месяцев находился при отце, затем под присмотром настоятеля церкви в честь Успения Божией Матери при российской дипломатической миссии в Лондоне иерея А. А. Самборского): делал рисунки и планы значимых парков и парковых сооружений (например, беседок), для чтения специальной литературы должен был овладеть английским языком.
Уволен из Конторы строений с присвоением звания за-архитектора (дано по аттестации архитекторов Ю. М. Фельтена и А. Ф. Виста) с правом проектировать английские (пейзажные) парки для частных лиц [указ Екатерины II от 15(26) марта 1778].
На военной службе
Служил в лейб-гвардии Преображенском полку под командованием князя Священной Римской империи Г. А. Потёмкина (с 1787 – Г. А. Потёмкин-Таврический) (1778–1783; по уточнённым данным, уволен в отставку с чином поручика гвардии) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Предположительно по заказу Г. А. Потёмкина выполнил ряд рисунков в жанре каприччио [один из них датирован 1780, сохранились в альбоме «Recueil de 54 dessins de Ruines et Paysages à la plume colorés et executés à la main par différents artistes» («Собрание 54 выполненных вручную пером и раскрашенных рисунков руин и пейзажей разных художников»), принадлежавшем князю; ныне в Научной библиотеке имени Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань].
Пётр Неелов. Руина. Рисунок из альбома: Recueil de 54 Dessins de Ruines et Paysages à la Plume Colorés et Executés à la main par différents artistes (Собрание 54 выполненных вручную пером и раскрашенных рисунков руин и пейзажей разных художников). 1780.Во время путешествия Екатерины II на Юг России в 1787 г. по поручению Г. А. Потёмкина занимался обеспечением гужевым транспортом сопровождавших императрицу лиц и перевозками из одного пункта в другой ряда путевых дворцов, где государыня, её гости и свита отдыхали.
В 1789 г., во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., участвовал в осаде турецкой крепости Бендеры.
В должности архитектора
На Юге России
Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (апрель/май 1790 – декабрь 1793 / январь 1794; определён на должность Г. А. Потёмкиным-Таврическим). В 1791 г. надзирал за отделочными работами в городском соборе Григория Просветителя Армении (известен как Адмиралтейский; взорван в 1936). Зимой 1791/1792 – осенью 1792 гг. на левом берегу реки Южный Буг в селении Богоявленск Херсонского уезда Екатеринославского наместничества (ныне в городской черте Николаева) осуществлял контроль за возведением церкви в честь Богоявления Господня (взорвана германскими войсками в 1944) и дворца графини А. В. Браницкой по проектам И. Е. Старова, фонтана, ветряной мельницы, а также за работами по отделке и благоустройству казённых домов (все не сохранились). После посещения Николаева весной 1792 г. председателем Черноморского адмиралтейского правления вице-адмиралом Н. С. Мордвиновым (с ним Неелов мог познакомиться в середине 1770-х гг. в Великобритании) для этого органа управления Черноморским флотом спроектировал (не позднее октября 1792) и возвёл (очевидно, в 1793) одноэтажный деревянный дом площадью около 900 м2: прямоугольный в плане, по-видимому, с 8-колонным портиком тосканского ордера (существует, однако, версия о создании портика в 1795 инженером генерал-майором И. И. Князевым). В документах дом именовался адмиралтейским, затем адмиральским или главного командира Черноморского флота (в 1794 в нём поселился Мордвинов с семьёй); до середины 1830-х гг. здание неоднократно перестраивалось и украшалось. Вокруг дома Неелов, вероятно, заложил сад.
В Царском Селе
После смерти своего брата И. В. Неелова приглашён в конце 1793 г. Екатериной II на должность архитектора Царскосельской конторы, назначен на неё 15(26) февраля 1794 г. Руководил возведением в Царском Селе в 1794–1795 гг. Александровского дворца (проект архитектора Дж. Кваренги; Неелов внёс в проект ряд поправок) и затем до 1796 г. отделочными работами в нём. Завершил сооружение 32-колонной ротонды-беседки на т. н. Розовом поле в Екатерининском парке, начатой старшим братом (1794; в 1800 разобрана, сохранился цоколь). Пётр Неелов. План павильона «Вечерний зал» в Царском Селе. 1796. РГИА. Ф. 485. Оп. 3. Д. 636. Л. 2.Автор проекта и руководитель строительства Вечернего зала близ моста Малый каприз в Екатерининском парке – прямоугольного в плане павильона с двумя кабинетами и полукруглым залом, украшенного деревянными колоннами в виде пальм (скульптор П. И. Брюлло) (1796–1800, работы приостановлены императором Павлом I, чей приказ подтверждён императором Александром I в 1805, завершены архитектором Л. Руска по своему проекту в 1810; ныне используется как выставочный и концертный зал). Подготовил опись царскосельских дворцовых, садовых и казённых строений [издана историком И. Ф. Яковкиным в книге «История Села Царского» (История Села Царского. 1831. С. 417–427)].
Выполнил в технике акварели рисунки планов и фасадов построек Царского Села, связанных с деятельностью отца и брата (1797–1798, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург), и Петергофа (с генеральным планом; 1799, ныне в Архиве Государственного музея-заповедника «Петергоф»). Альбомы архитектурной графики, созданные Нееловым, – ценный источник по истории архитектурных ансамблей этих двух императорских резиденций.
В связи с образованием с 1(13) января 1802 г. по указу Александра I от 18(30) декабря 1801 г. вместо Царскосельской конторы подчинённого Гоф-интендантской конторе Царскосельского дворцового правления Неелов вошёл в число его членов с сохранением должности архитектора (до весны 1817). Построил на Малой улице Царского Села – на Мастеровом дворе правления – кузницу, круглую в плане, с тремя прямоугольными ризалитами (1806; ныне дом № 14 а). Спроектировал английский парк в районе Нижних каскадных прудов на новой территории Царского Села (1810). Назначен следить за состоянием всех дворцовых строений в Царском Селе, поддерживая их в чистоте и исправности [устное повеление Александра I оформлено 23 августа (4 сентября) 1811 распоряжением главноначальствующего над Гоф-интендантской конторой графа Ю. П. Литты (Дж. Р. Литты-Висконти-Арезе)]. В 1817–1830 гг. числился архитектором по ведомству Царскосельского правления.
По всей видимости, курировал в 1798–1799 гг. строительство в селе Усть-Ижора Софийского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне посёлок Колпинского района г. Санкт-Петербург) пятиглавой каменной церкви во имя благоверного князя Александра Невского с колокольней в стиле зрелого классицизма (в 19 в. перестраивалась, отреставрирована к началу 2000-х гг.; мнение о Неелове как об одном из наиболее вероятных авторов проекта впервые высказала искусствовед Е. В. Гусарова в 1988).
Награждён орденом Святого Владимира 4-й степени (1819).
Был женат (очевидно, с 1787) на Марии Ефимовне, урождённой Савурской [скорее всего, 1768 – 31.7(12.8).1844, Царское Село], дочери протоиерея Спасо-Преображенского собора Кременчуга (1774–1790) и Адмиралтейского собора Николаева (1790–1813) Е. Т. Савурского.
Похоронен на Кузьминском кладбище в г. Пушкин рядом с женой и неподалёку от отца и брата.
Память о П. В. Неелове
Сохранились акварельные портреты Неелова и его супруги кисти А. П. Рокштуля, которые можно рассматривать как парные (предположительно, 1840-е гг.; ныне в музее-заповеднике «Царское Село»).
Алоизий Рокштуль. Портрет жены архитектора Марии Ефимовны Нееловой. 19 в. На реконструкцию биографии П. В. Неелова негативно повлияли мемуарные записки его внука подполковника А. П. Неелова «Из давних лет (Пересказ моих тётушек)» (изданы в журнале «Русская старина» в 1916, том 165), содержащие как семейные легенды, так и фактические ошибки, а также текст диплома на дворянское достоинство 1810 г. и формулярный список 1846 г., содержащие неточности в основных биографических сведениях архитектора (эти документы опубликованы искусствоведом Л. В. Бардовской: Бардовская. 2008. С. 26; С. 30. Примеч. 7).
Получившая широкую известность предположительная атрибуция проекта т. н. дома музыканта Л.-В. Теппера де Фергюсона (одноэтажный, с мезонином в центральной части, возведён в начале 19 в. на Средней улице Царского Села, ныне дом № 4) Неелову документально не подтверждена.
В научной и научно-популярной литературе П. В. Неелова часто путают с его современником – тёзкой и однофамильцем архитектором П. И. Нееловым.