#Спорные вопросы исторической науки
Спорные вопросы исторической науки
Тег

Спорные вопросы исторической науки

Спорные вопросы исторической науки
Найденo 14 статей
Изобретатели
Ефим Никонов
Ефи́м Ни́конов (ум. не ранее 1728), российский изобретатель и судостроитель. Мастер в Обер-сарваерской (Судостроительной) конторе при Адмиралтейств-коллегии (1720–1728); в 1728 г. переведён в качестве адмиралтейского работника на верфь в Астрахань. Автор первых российских проектов – подводной лодки (т. н. потаённого судна), вооружённой артиллерийскими орудиями, и водолазного костюма для моряков-подводников. Обстоятельства работы Ефима Никонова, в частности конструкция его судна, являются предметом научной дискуссии.
История
Архитекторы, градостроители
Неелов Пётр Васильевич
Нее́лов Пётр Васи́льевич (1751–1846), российский архитектор и график, статский советник (1826). Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова. Ученик Ж.-Б. М. Валлена-Деламота; изучал садово-парковое искусство в Великобритании (1771–1775). Состоял (с перерывами) на службе в Конторе строений Царского Села как ученик (1762–1767) и помощник (1770–1778) своего отца. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку (1778–1783) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (1790 – 1793/1794). Архитектор Царскосельской конторы (1794 – 1801/1802), член (1802–1817) и архитектор (1817–1830) Царскосельского дворцового правления.
Алоизий Рокштуль. Портрет архитектора П. В. Неелова. 19 в.
Термины
«Азиатский способ производства»
«Азиа́тский спо́соб произво́дства», термин К. Маркса, обозначавший первую стадию в истории человечества, предшествующую античному обществу. Он понимал под этим термином общество, в котором преобладают общинные отношения, государственная собственность на землю, власть восточного деспота, опирающаяся на строго иерархизированную бюрократию, и непосредственная налоговая эксплуатация общинного крестьянства со стороны государства. Концепция не получила разработки в марксистской литературе конца 19 – начала 20 вв. Дискуссии об «азиатском способе производства» велись в марксистской науке на рубеже 1920–1930-х гг., затем с 1960-х гг. Современные историки-марксисты выдвигают несколько трактовок «азиатского способа производства» или аналогичных терминов: 1) первая классовая формация, предшествующая рабовладению, 2) локальный вариант европейских формаций рабовладения и феодализма, 3) особый путь обществ Востока, несопоставимый с этапами развития Запада.
Карл Маркс. К критике политической экономии. Берлин, 1859. Титульный лист
Исторические явления, процессы
Свадьбы «князей-пап» Н. М. Зотова и П. И. Бутурлина
Свадьбы «князей-пап» Н. М. Зотова и П. И. Бутурлина. Среди церемоний «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» особый интерес представляют свадьбы двух его номинальных глав – «князя-папы» Н. М. Зотова и «князя-папы» П. И. Бутурлина (из рода Бутурлиных). Оба «князя-папы» венчались в Санкт-Петербурге в Троицком соборе (не сохранился): Зотов 16(27) января 1715 г., а Бутурлин – 10(21) сентября 1721 г. Невестой обоих мужчин по желанию царя Петра I стала одна и та же женщина – Анна Еремеевна Стремоухова, урождённая Пашкова, вдова стольника и капитана лейб-гвардии Преображенского полка И. Ф. Стремоухова, а затем и самого Зотова.
История
Исторические явления, процессы
Комические обряды «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора»: «славления» и «шествие на "осляти"»
Комические обряды «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора»: «славления» и «шествие на "осляти"». Среди «обрядов» «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» выделяются две пародии, организовывавшиеся соборянами ежегодно, – т. н. славления и высмеивание шествия на «осляти».
История
Исторические явления, процессы
«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор»
«Всешуте́йший, всепьяне́йший и сумасбро́днейший собо́р», пародийная организация, существовавшая при дворе Петра I в конце 17 – 1-й четверти 18 вв., очевидно, придуманная государем для своего развлечения, но также использовавшаяся им как инструмент психологического контроля над собственным окружением. Включал несколько десятков человек, в том числе женщин. Номинально возглавлялся шутовским патриархом с «титулом» «князь-папа»; эту «должность» последовательно занимали: окольничий, с 1690 г. боярин М. Ф. Нарышкин (из рода Нарышкиных) (вероятно, 1689/1690 – 1691), думный дворянин Н. М. Зотов (1691/1692 – 1717), боярин П. И. Бутурлин (из рода Бутурлиных) (1717/1718 – 1723), стольник и обер-провиантмейстер И. П. Строев (избран в январе 1725). Фактически деятельностью «Всешутейшего собора» руководил сам Пётр I, имевший ряд «дьяконских» «чинов», в частности «протодиакона». Постоянным участником церемоний «Всешутейшего собора» был «князь-кесарь», высмеивавший, скорее всего, фигуру монарха; эту роль последовательно выполняли комнатные стольники князья Ф. Ю. Ромодановский (до 1717) и И. Ф. Ромодановский. Основным объектом пародий соборян были структура и обрядность Церкви – православной и католической. Деятельность «Всешутейшего собора» заключалась в проведении постоянных шумных собраний, сопровождавшихся обильными возлияниями, а также в устройстве различных комических церемоний («славлений» преимущественно на Святки, пародийного шествия на «осляти» в праздник Входа Господня в Иерусалим и др.).
Портрет «патриарха» Милака. 1-я половина 18 в.
Представители правящих династий
Дмитрий Иванович (русский царевич, святой)
Дми́трий Ива́нович (1582–1591), русский царевич; русский святой. Из московских Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и его шестой венчанной жены царицы Марии Фёдоровны, урождённой Нагой. Единокровный брат царевича Ивана Ивановича и царя Фёдора Ивановича. По распоряжению Ивана IV после его смерти в 1584 г. получил в удел Углич с уездом. Страдал эпилепсией; скончался во время одной из прогулок во дворе дворца. Обстоятельства смерти царевича (большинство современных исследователей признают её случайной и ненасильственной) в условиях нараставшего в стране системного кризиса, приведшего к Смутному времени, дали толчок к появлению двух легенд: о «царевиче-избавителе» Дмитрии Ивановиче, законном наследнике московских Рюриковичей, согласно которой он остался жив и после «законного» воцарения избавит народ от разного гнёта (1590-е гг.); о мученике и чудотворце, призванная связать смерть царевича с боярами-«заговорщиками», а также дискредитировать политические лозунги волнений на Юге Русского государства (1606). Канонизирован Русской Церковью в 1606 г.
Святой Дмитрий Царевич. Ок. 1606
Произведения живописи
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери, считающейся одной из покровительниц православного русского воинства, 19 августа по старому стилю. Однако этот день не соответствует дням тех военных побед, которые связываются с иконой: Куликовская битва 1380 г. состоялась 8 сентября, взятие Казани в 1552 г. произошло 2 октября, а крымский хан Гази-Гирей II, угрожавший Москве в 1591 г., бежал из-под столицы в ночь с 4(14) на 5(15) июля.
Богоматерь Донская. Двусторонняя икона. Конец 14 в.
1
2