#Спорные вопросы исторической наукиСпорные вопросы исторической наукиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСпорные вопросы исторической наукиСпорные вопросы исторической наукиНайденo 14 статейИсторические явления, процессыИсторические явления, процессы Денег «налицо нет» или в казну «не отдал»: финансовые нарушения в патриарших приказах в конце 1620-х гг.Денег «налицо нет» или в казну «не отдал»: финансовые нарушения в патриарших приказах в конце 1620-х гг. Случаи казнокрадства и мздоимства не были редкостью для приказного аппарата Русского государства. Из патриарших дьяков среди историков наиболее известен И. А. Кокошилов, отличавшийся во 2-й трети 17 в. особым своеволием и принуждением священнослужителей к взяткам. Однако сохранившиеся документы позволяют привести примеры и иных финансовых нарушений. Так, в конце 1620-х гг. в патриарших приказах была проведена финансовая проверка, по итогам которой не все сохранили свои должности.Изобретатели Ефим НиконовЕфи́м Ни́конов (ум. не ранее 1728), российский изобретатель и судостроитель. Мастер в Обер-сарваерской (Судостроительной) конторе при Адмиралтейств-коллегии (1720–1728); в 1728 г. переведён в качестве адмиралтейского работника на верфь в Астрахань. Автор первых российских проектов – подводной лодки (т. н. потаённого судна), вооружённой артиллерийскими орудиями, и водолазного костюма для моряков-подводников. Обстоятельства работы Ефима Никонова, в частности конструкция его судна, являются предметом научной дискуссии.Архитекторы, градостроители Неелов Пётр ВасильевичНее́лов Пётр Васи́льевич (1751–1846), российский архитектор и график, статский советник (1826). Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова. Ученик Ж.-Б. М. Валлена-Деламота; изучал садово-парковое искусство в Великобритании (1771–1775). Состоял (с перерывами) на службе в Конторе строений Царского Села как ученик (1762–1767) и помощник (1770–1778) своего отца. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку (1778–1783) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (1790 – 1793/1794). Архитектор Царскосельской конторы (1794 – 1801/1802), член (1802–1817) и архитектор (1817–1830) Царскосельского дворцового правления.Термины «Азиатский способ производства»«Азиа́тский спо́соб произво́дства», термин К. Маркса, обозначавший первую стадию в истории человечества, предшествующую античному обществу. Он понимал под этим термином общество, в котором преобладают общинные отношения, государственная собственность на землю, власть восточного деспота, опирающаяся на строго иерархизированную бюрократию, и непосредственная налоговая эксплуатация общинного крестьянства со стороны государства. Концепция не получила разработки в марксистской литературе конца 19 – начала 20 вв. Дискуссии об «азиатском способе производства» велись в марксистской науке на рубеже 1920–1930-х гг., затем с 1960-х гг. Современные историки-марксисты выдвигают несколько трактовок «азиатского способа производства» или аналогичных терминов: 1) первая классовая формация, предшествующая рабовладению, 2) локальный вариант европейских формаций рабовладения и феодализма, 3) особый путь обществ Востока, несопоставимый с этапами развития Запада.Исторические явления, процессы Свадьбы «князей-пап» Н. М. Зотова и П. И. БутурлинаСвадьбы «князей-пап» Н. М. Зотова и П. И. Бутурлина. Среди церемоний «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» особый интерес представляют свадьбы двух его номинальных глав – «князя-папы» Н. М. Зотова и «князя-папы» П. И. Бутурлина (из рода Бутурлиных). Оба «князя-папы» венчались в Санкт-Петербурге в Троицком соборе (не сохранился): Зотов 16(27) января 1715 г., а Бутурлин – 10(21) сентября 1721 г. Невестой обоих мужчин по желанию царя Петра I стала одна и та же женщина – Анна Еремеевна Стремоухова, урождённая Пашкова, вдова стольника и капитана лейб-гвардии Преображенского полка И. Ф. Стремоухова, а затем и самого Зотова.Исторические явления, процессы Комические обряды «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора»: «славления» и «шествие на "осляти"»Комические обряды «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора»: «славления» и «шествие на "осляти"». Среди «обрядов» «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора» выделяются две пародии, организовывавшиеся соборянами ежегодно, – т. н. славления и высмеивание шествия на «осляти».Исторические явления, процессы «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор»«Всешуте́йший, всепьяне́йший и сумасбро́днейший собо́р», пародийная организация, существовавшая при дворе Петра I в конце 17 – 1-й четверти 18 вв., очевидно, придуманная государем для своего развлечения, но также использовавшаяся им как инструмент психологического контроля над собственным окружением. Включал несколько десятков человек, в том числе женщин. Номинально возглавлялся шутовским патриархом с «титулом» «князь-папа»; эту «должность» последовательно занимали: окольничий, с 1690 г. боярин М. Ф. Нарышкин (из рода Нарышкиных) (вероятно, 1689/1690 – 1691), думный дворянин Н. М. Зотов (1691/1692 – 1717), боярин П. И. Бутурлин (из рода Бутурлиных) (1717/1718 – 1723), стольник и обер-провиантмейстер И. П. Строев (избран в январе 1725). Фактически деятельностью «Всешутейшего собора» руководил сам Пётр I, имевший ряд «дьяконских» «чинов», в частности «протодиакона». Постоянным участником церемоний «Всешутейшего собора» был «князь-кесарь», высмеивавший, скорее всего, фигуру монарха; эту роль последовательно выполняли комнатные стольники князья Ф. Ю. Ромодановский (до 1717) и И. Ф. Ромодановский. Основным объектом пародий соборян были структура и обрядность Церкви – православной и католической. Деятельность «Всешутейшего собора» заключалась в проведении постоянных шумных собраний, сопровождавшихся обильными возлияниями, а также в устройстве различных комических церемоний («славлений» преимущественно на Святки, пародийного шествия на «осляти» в праздник Входа Господня в Иерусалим и др.).Представители правящих династий Дмитрий Иванович (русский царевич, святой)Дми́трий Ива́нович (1582–1591), русский царевич; русский святой. Из московских Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и его шестой венчанной жены царицы Марии Фёдоровны, урождённой Нагой. Единокровный брат царевича Ивана Ивановича и царя Фёдора Ивановича. По распоряжению Ивана IV после его смерти в 1584 г. получил в удел Углич с уездом. Страдал эпилепсией; скончался во время одной из прогулок во дворе дворца. Обстоятельства смерти царевича (большинство современных исследователей признают её случайной и ненасильственной) в условиях нараставшего в стране системного кризиса, приведшего к Смутному времени, дали толчок к появлению двух легенд: о «царевиче-избавителе» Дмитрии Ивановиче, законном наследнике московских Рюриковичей, согласно которой он остался жив и после «законного» воцарения избавит народ от разного гнёта (1590-е гг.); о мученике и чудотворце, призванная связать смерть царевича с боярами-«заговорщиками», а также дискредитировать политические лозунги волнений на Юге Русского государства (1606). Канонизирован Русской Церковью в 1606 г.Произведения живописи «Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери, считающейся одной из покровительниц православного русского воинства, 19 августа по старому стилю. Однако этот день не соответствует дням тех военных побед, которые связываются с иконой: Куликовская битва 1380 г. состоялась 8 сентября, взятие Казани в 1552 г. произошло 2 октября, а крымский хан Гази-Гирей II, угрожавший Москве в 1591 г., бежал из-под столицы в ночь с 4(14) на 5(15) июля.Исторические явления, процессы Царь Алексей Михайлович и иностранная прессаЦарь Алексей Михайлович и иностранная пресса. Возникновение практики регулярного составления «Курантов» неразрывно связано с именем царя Алексея Михайловича. В начале его правления возможность познакомиться с иностранной прессой возникала у русской политической элиты лишь периодически. 12