Мотивы и цели создания организации коллективной безопасности
Моти́вы и це́ли созда́ния организа́ции коллекти́вной безопа́сности, 1) факторы, обусловливающие причины образования и принципы функционирования организаций коллективной безопасности; 2) совокупность причин и движущих сил, побуждающих государства к объединению своих военных возможностей и усилий в интересах укрепления как коллективной, так и индивидуальной обороны.
Четыре основных мотива создания организации коллективной безопасности:
Безопасность – базовая потребность государства и общества, двояким образом мотивирующая политику безопасности. С одной стороны, именно необходимость в личной и имущественной безопасности является важнейшим основанием существования государства, объясняет его основную цель и предназначение – сохранение внутреннего правопорядка и социально-политической стабильности. С другой стороны, безопасность самого государства, обеспечение его независимости, территориальной целостности и суверенитета является основой для его развития, условием реализации всех других его интересов.
Военная составляющая общей политики безопасности, которая обусловливает деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению военной безопасности, напрямую связана с формированием военной организации, подготовкой и применением средств вооружённого насилия для предупреждения и отражения внешней агрессии.
Ограниченные возможности государства противостоять реальным (потенциальным) военным угрозам, недостаточность его собственных сил противостоять возможной агрессии объективно вызывают стремление государства к созданию коллективной силы.
Международный мир и безопасность как общий интерес и забота всего человечества.
Эти обстоятельства, которые в каждом конкретном случае воспринимаются сквозь призму национальных интересов и реально складывающейся военно-политической обстановки в регионе и мире, а также в силу политической общности, геополитической близости (определяемой историческими, экономическими, политическими, географическими и иными интересами), реальной угрозы силой или её применения в надежде на преференции от более сильного партнёра, ведут государства к формированию военно-политических союзов (как добровольных, так и вынужденных), составляющих основу их коллективной безопасности.
Организация коллективной безопасности восходит к системе, созданной на международном уровне Уставом ООН в 1945 г. Концепция коллективной безопасности сменила господствовавшую вплоть до Второй мировой войны 1939–1945 гг. концепцию военных союзов, обеспечивавших государству коллективную оборону с помощью союзников в случае нападения на него другого государства. На региональном уровне, в частности в Европе, имеются и другие системы коллективной безопасности: Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский союз (ЕС), Африканский союз (АС), действующие согласно принципам организации ООН. Совет Безопасности ООН может передавать отдельные миссии организациям, отвечающим за данные региональные механизмы, но в этом случае, согласно статьям 53 и 54, он сохраняет за собой контроль и руководство принудительными действиями, осуществляемыми от его имени (Практический словарь гуманитарного права).
В практике организации коллективной безопасности различают временные договоры (создаются для выполнения конкретной задачи и после достижения цели могут быть распущены) и действующие на бессрочной основе, но и те, и другие предусматривают совместные действия как в мирное время, так и при возникновении конкретной военной опасности. В одних организациях коллективное решение является строго обязательным для исполнения, в других может носить рекомендательный характер, когда каждый член организации вправе отказаться от выполнения решения, не выходя из неё.
Необходимым условием согласованной и эффективной деятельности организации коллективной безопасности является единое понимание целей государств – участников альянса. Главная цель организации коллективной безопасности состоит в обеспечении благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего развития государств – членов путём предотвращения и устранения угрозы миру, локализации войн и военных конфликтов, совместной защиты от вооружённого нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств – членов, обеспечение гарантированной защиты их национальных и коллективных интересов, суверенитета и территориальной целостности. По уровням, сферам, периодам времени различаются стратегические, тактические и оперативные цели, в интересах достижения которых создаются временные и постоянные военные структуры. Стратегические цели принимаются на высшем уровне политического управления и, как правило, обнародуются в учредительных документах организаций коллективной безопасности. Они состоят в следующем:
участие в международных усилиях в сфере разоружения, в том числе ядерного, и укрепления доверия в военной области;
гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-участников в случае развязывания войн и военных конфликтов;
борьба с международным терроризмом и экстремизмом;
противодействие распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконному обороту наркотиков и оружия;
устранение существующих и предотвращение новых очагов напряжённости и конфликтов;
консолидации усилий и ресурсов государств – членов в защите их независимости, территориальной целостности и суверенитета;
развитие военно-технического и военно-экономического сотрудничества;
развитие и совершенствование системы кризисного реагирования и др.
Тактические цели должны быть достигнуты в порядке реагирования на ситуацию. Оперативные цели ставятся непосредственными организаторами и исполнителями, они краткосрочны.
При разработке стратегии и тактики своей деятельности (коллективная самооборона, миротворческие операции ООН и т. д.) организации коллективной безопасности опираются на международные нормативно-правовые акты (Устав ООН, международное гуманитарное право, международные договоры, соглашения). Наряду с нормами международного права каждая организация коллективной безопасности обозначает приоритетные принципы своего функционирования. Например, центральное место в объединяющей большинство стран Европы Организации Североатлантического договора занимает принцип коллективной обороны. Он является уникальным и непреложным принципом, «обязывающим их защищать друг друга и формирующим дух солидарности» (Коллективная оборона – статья 5 // Организация Североатлантического договора). В Организации Договора о коллективной безопасности стран СНГ особо выделяется оборонительный характер системы коллективной безопасности и недопустимость использования сил и средств системы коллективной безопасности для разрешения споров между государствами – членами договора.
Организация коллективной безопасности – это теория и практика сотрудничества государств для совместного обеспечения своей военной безопасности, созданный ими механизм и совместные действия в этих целях. Она опирается на принципы мирного сосуществования, равенства и равной безопасности, на уважение суверенитета и границ государств, взаимовыгодное сотрудничество и разрядку международной напряжённости.