Разоружение
Разоруже́ние, система мер, направленных на ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Может осуществляться либо как односторонняя акция отдельного государства, либо как международный процесс, развёртывающийся на основе двусторонних или многосторонних соглашений, либо как принудительная мера, навязанная победителем потерпевшему поражение противнику. Всеобщее и полное разоружение предполагает ликвидацию всех материальных средств ведения войны, включая роспуск вооружённых сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства вооружений, ликвидацию военных баз и военных сооружений, прекращение военного обучения и др. В качестве частичных мер разоружения рассматриваются: сокращение вооружённых сил и вооружений, запрещение и уничтожение отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления, развёртывания и применения, конверсия военного производства, ограничение некоторых видов оружия в количественном и качественном отношениях, снижение военных расходов, сужение возможности совершенствования оружия, сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений (запрет на проведение испытаний в определённых средах, демилитаризация отдельных территорий, создание безъядерных зон и т. п.). Важный элемент процесса разоружения – контроль над его осуществлением.
Первые идеи о разоружении как условии предотвращения войн и вооружённых конфликтов уходят в далёкое прошлое. Характер практически значимой проблемы разоружение приобрело в конце 19 в., когда стало очевидно, что дальнейшее совершенствование и массовое производство вооружений ведёт к резкому возрастанию расходов материальных ресурсов, а также к увеличению потерь военных и людских ресурсов. На Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг., активным участником которых была Россия, положено начало официальному обсуждению проблем разоружения на базе многосторонней дипломатии. В 1927 г. СССР впервые в истории мирового сообщества предложил проект международной конвенции о всеобщем и полном разоружении. Переговоры проводились и в рамках Лиги Наций, на Женевской конференции по разоружению 1932–1935 гг. и др. В период между двумя мировыми войнами разрабатывались различные проекты обеспечения безопасности путём ограничения гонки вооружений. Однако многие призывы и предложения о разоружении оставались нереализованными. В мире продолжался рост милитаризма. После Второй мировой войны 1939–1945 гг., особенно в связи с появлением оружия массового уничтожения и развёртыванием «холодной войны», разоружение выросло в одну из острейших глобальных проблем. Устав ООН относит принцип разоружения к числу общих международно-правовых принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности. Разоружение стало предметом постоянного внимания ООН, рассматривалось на многих сессиях Генеральной Ассамблеи, прежде всего на специальных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению, а также в соответствующих комитетах и комиссиях (Комиссия по разоружению, Международное агентство по атомной энергии, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и др.). Вопросы разоружения интенсивно обсуждаются на Конференции по разоружению, Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, Венских переговорах о взаимном сокращении вооружённых сил и вооружений в Центральной Европе и др. С деятельностью ООН и её структур, региональных организаций, отдельных миролюбивых государств тесно связана активность общественных движений и объединений (Движение сторонников мира, Пагуошское движение «Генералы за мир» и др.).
В 1960–1980-е гг. и позднее был заключён ряд международных соглашений, сдерживающих гонку вооружений по ряду важных направлений. К их числу относятся многосторонние договоры: о запрещении военной деятельности в Антарктике (1961), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия (1963), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), Договор о морском дне (1971), Договор о космосе (1967), Договор о создании безъядерной зоны в Латинской Америке (1967), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1980), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977), Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, наносящего чрезмерные повреждения (1981), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993) и др. Весомый вклад в процесс разоружения внесли советско-американские и российско-американские договорённости об ограничении стратегических вооружений. Приверженность Российской Федерации целям предотвращения войн и вооружённых конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, реализации соглашений и мер в области разоружения закреплена в Концепции внешней политики и в Военной доктрине РФ.
Вместе с тем разоружение не стало всесторонним и необратимым процессом. Достижение конкретных договорённостей в области разоружения часто сопровождается попытками получения геополитических преимуществ. На практике ряд государств не только не отказываются от оружия, но и прилагают постоянные усилия по его совершенствованию. Новые военные программы переносят эти усилия в другие сферы и придают им иные формы. Серьёзную озабоченность вызывают перспективы создания оружия на новых физических принципах.