Московская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Моско́вской о́бласти, важный сектор экономики субъекта Российской Федерации, обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров.
В транспортном комплексе Московской области представлены все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, внутренний водный и трубопроводный (первые три выполняют основную часть работ по перевозке грузов и пассажиров).
Московский столичный регион (МСР; включает Москву и Московскую область) – крупнейший в России транспортный узел. Московский транспортный узел (МТУ) обеспечивает значительную часть перевозки грузов и пассажиров автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом страны.
Роль транспортного комплекса Московской области в транспортной системе России велика благодаря следующим факторам:
прохождение через регион международных транспортных коридоров «Транссиб», «Европа – Западный Китай» и «Север – Юг», а также панъевропейских транспортных коридоров № 2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород) и № 9 (Санкт-Петербург – Москва – Киев);
высокая концентрация мощных грузо- и пассажиропотоков на территории Московской области, обусловленная радиальной структурой транспортной сети Европейской части России с центром в Москве;
наличие крупнейших в России автовокзалов и железнодорожных вокзалов (все – в Москве) и аэропортов (в Московской области и Москве), развитой сети автомобильных и железных дорог, системы городского и пригородного транспорта;
наличие выхода в Единую глубоководную систему Европейской части России (связывает Белое и Балтийское моря, Ладожское и Онежское озёра, реки Волга, Ока, Москва, Кама, Дон, Каспийское и Азовское моря; общая протяжённость – около 6,5 тыс. км; гарантированная глубина – 4,5 м);
размещение основных таможенных терминалов, на которых происходит таможенное оформление около 60 % доставляемых в Россию автомобильных грузов; в МТУ сформировался крупнейший национальный торгово-распределительный центр, в котором сосредоточено около 70 % общей площади складских помещений страны.
Ведущий вид транспорта в Московской области – автомобильный, он обеспечивает около 80 % общего объёма перевозки грузов и пассажиров (2021). Общая протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет 37 224,9 км (2021), их средняя плотность – 811 км/тыс. км2. Доля автомобильных дорог с твёрдым покрытием – 81,4 % (2021), из них 81,1 % имеют усовершенствованное твёрдое покрытие.
Сеть основных автомобильных дорог Московской области имеет чётко выраженную радиально-кольцевую структуру. От Москвы лучами в разных направлениях расходятся 11 автомобильных дорог федерального значения с учётным номером «М» и несколько автомобильных дорог федерального и регионального значения с учётным номером «А» (См. Транспорт Москвы).
Система кольцевых автомобильных дорог представлена двумя федеральными дорогами: Московское малое кольцо А-107 (неофициальное название «Малая бетонка»; проходит на расстоянии около 50 км от центра Москвы; протяжённость 347 км), Московское большое кольцо А-108 (неофициальное название «Большая бетонка»; около 80 км от центра Москвы; 547 км; оба сооружены в 1950–1960-х гг.) и Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113 (ЦКАД; проходит вдоль Московского малого кольца в обход населённых пунктов; 336,5 км, из которых 260 км платные; сооружение началось в 2014, сдана в эксплуатацию пятью участками в 2017–2021; под управлением государственной компании «Автодор»).
Важную роль во внутриобластном транспортном сообщении играют автомобильные дороги федерального и регионального значения с учётным номером «Р»: Р-22 («Каспий»; автомобильная дорога М-6 «Дон» – Тамбов – Борисоглебск – Волгоград – Астрахань), Р-90 (Уваровка – Шаховская – Лотошино – Тверь), Р-105 (Москва – Касимов), Р-106 (Куровское – Шатура – Самойлиха), Р-107 (Клин – Лотошино), Р-108 (Руза – Волоколамск – Суворово), Р-109 («Монинское шоссе»; Анискино – Электроугли), Р-110 (Щёлково – Фряново), Р-112 (Дмитров – Талдом – Темпы), Р-114 (Кашира – Узловая) и Р-115 (Егорьевск – Коломна – Кашира – Ненашево).
Общая протяжённость автомобильных дорог федерального значения в Московской области составляет около 2,5 тыс. км, регионального и межмуниципального значения – около 14,5 тыс. км, местного (муниципального) значения – около 8 тыс. км (2021).
В 2021 г. автомобильный транспорт Московской области перевёз 52,5 млн т грузов (грузооборот 13 142 т·км). Число автобусов общего пользования – свыше 10,4 тыс. ед. (2021), в расчёте на душу населения – 122 ед. на 100 тыс. жителей; они перевезли 621,1 млн пассажиров (пассажирооборот – 9243 млн пассажиро-километров).
Перевозки пассажиров автобусным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (троллейбусами – в городах Химки, Видное и Подольск; трамваями – в г. Коломна) обеспечивают 152 организации, важнейшими из которых являются 2 государственные компании [«Мострансавто» (1926; в 2021 в эксплуатации находились свыше 10 тыс. автобусов различного класса, которые обслуживали свыше 2,1 тыс. маршрутов), «Мособлэлектротранс» (1948)] и три муниципальных предприятия [«Химкиэлектротранс» (1996), «Видновский троллейбусный парк» (2000) и «Подольский троллейбус» (2001)].
Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки как грузов (для нужд промышленных предприятий, логистических центров, крупных организаций оптовой торговли и т. п.), так и пассажиров (пригородные, обеспечивающие связь населённых пунктов Московской области с Москвой, межрегиональные и международные). Московский железнодорожный узел (МЖУ) – крупнейший в России; на его долю приходится свыше 45 % общего объёма пассажирских перевозок пригородным транспортом в системе железнодорожного транспорта России и 23 % пассажирских перевозок поездами дальнего следования.
От Москвы лучами отходят 11 железнодорожных направлений (линий), из них 10 – Московской железной дороги: Нижегородское (движение открыто в 1861), Курское (до г. Серпухов в 1866, до г. Тула в 1867; оба берут начало на Курском вокзале Москвы), Ярославское (до г. Сергиев Посад в 1862, до г. Ярославль в 1870), Рязанское (до г. Коломна в 1862, до г. Рязань в 1864), Казанское (1912; движение по обоим направлениям осуществляется с Казанского вокзала Москвы), Белорусское (1870), Киевское (1899), Павелецкое (1900), Рижское и Савёловское (оба – 1901), одно – Ленинградское (в 1851) – Октябрьской железной дороги.
На расстоянии 25–80 км от МКАД проходит Большое кольцо Московской железной дороги [его первый участок (Егорьевск – Воскресенск) открыт в 1870, сооружение Восточного участка (Александров – Жилёво) завершено в 1940, Западного участка – в 1943–1944; протяжённость свыше 580 км]. Все радиальные направления МЖУ и Большое кольцо Московской железной дороги как наиболее грузо- и пассажиронапряжённые – двухпутные и электрифицированные. Общая длина железных дорог общего пользования МЖУ – 2249,1 км, их средняя плотность – 490 км/10 тыс. км2.
С целью объединения пригородного железнодорожного сообщения с Московской системой скоростного транспорта (Московский метрополитен и Московское центральное кольцо, МЦК) создано несколько Московских центральных диаметров (МЦД): МЦД-1 (соединяет Белорусское и Савёловское направления железных дорог; протяжённость 52 км), МЦД-2 (Курское и Рижское направления; 80 км; оба открыты в 2019), МЦД-3 [Ленинградское и Казанское (Рязанское) направления; 85 км] и МЦД-4 [Калужское (Киевское) и Нижегородское направления; 86 км; оба – 2023]. Ведётся (конец 2023) сооружение МЦД-5, который соединит Ярославское и Павелецкое направления (длина 89 км).
В 2021 г. железнодорожный транспорт Московской области перевёз 15,5 млн т грузов и 267,2 млн пассажиров (2-е место среди субъектов РФ после Москвы). На территорию Московской области продлены Арбатско-Покровская (станция «Мякинино»; открыта в 2009) и Таганско-Краснопресненская (станция «Котельники»; 2015) линии Московского метрополитена.
Грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки в Московской области обслуживают 2 локомотивных депо: «Ожерелье-Сортировочное» (открыто в 1938; г. Кашира; Павелецкое направление; включает ремонтное локомотивное депо в микрорайоне Ожерелье г. Кашира и селе Узуново городского округа Серебряные Пруды) и «Орехово» (1970; г. Орехово-Зуево; Горьковское направление); пригородные пассажирские перевозки – 7 моторвагонных депо: «Железнодорожная» (1933; микрорайон Железнодорожный г. Балашиха; Горьковское направление), «Раменское» (ведёт историю с 1937 с моторвагонного депо «Панки», в 1965 переведено в г. Раменское; Рязанское направление), «Нахабино» (1945; посёлок городского типа Нахабино городского округа Красногорск; Рижское направление), «Домодедово» (1947; г. Домодедово; Павелецкое направление), «Апрелевка» (1950; г. Апрелевка Наро-Фоминского городского округа; Киевское направление), «Лобня» (1957; г. Лобня; Савёловское направление) и «Куровская» (1984; г. Куровское; Казанское направление).
На территории Московской области действуют 3 важнейших объекта Московского авиационного узла: международные аэропорты Шереметьево имени А. С. Пушкина (открыт в 1959; г. Химки; 28,4 млн пассажиров в 2022 – 1-е место в стране), Домодедово имени М. В. Ломоносова (1962; г. Домодедово; 21,2 млн пассажиров – 2-е место) и Жуковский (2016; базируется на экспериментальном аэродроме Раменское Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова; г. Жуковский; около 1,4 млн пассажиров). Аэропорт Шереметьево связан железнодорожным аэроэкспрессом с Савёловским и Белорусским вокзалами Москвы, аэропорт Домодедово – с Павелецким вокзалом.
В Московской области сформировалась разветвлённая сеть судоходных внутренних водных путей: участок реки Москва от Рублёвской плотины до устья (исключая участок, проходящий по территории Москвы), канал имени Москвы (открыт в 1937; протяжённость 128 км; действуют 11 шлюзов, из которых 6 – в Московской области), участок реки Ока (от деревни Ланьшино в Серпуховском районе до деревни Ганькино в Луховицком районе) и участок реки Волга в районе г. Дубна. На судоходных водных объектах Московской области сооружены 12 водохранилищ: Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское (все четыре – на канале имени Москвы), Можайское (на реке Москва), Верхнерузское, Рузское (на притоке Москвы – реке Руза), Озернинское (на притоке Рузы – реке Озерна), Истринское (на притоке Москвы – реке Истра), Пироговское (на реке Клязьма), Учинское (на притоке Клязьмы – реке Уча) и Иваньковское (на реке Волга).
Основной вид грузов, перевозимых внутренним водным транспортом, – строительные материалы. Речные пассажирские перевозки повышают мобильность населения, проживающего в населённых пунктах, расположенных на водных объектах, но вдали от автомобильных и железнодорожных магистралей. Действуют три социально значимых маршрута: причал Бочманово (Коломна) – причал Притыка, причал деревни Андреевское – причал Лыткарино, причал Серпухов – причал Сады. С Северного и Южного речных вокзалов Москвы осуществляются регулярные круизные маршруты по каналу имени Москвы, рекам Москва, Волга и Ока. Перевозку грузов и пассажиров осуществляют 2 компании: «Порт Коломна» (ведёт историю с 1858) и «Порт Серпухов» (самостоятельное подразделение с 1936).
По территории Московской области проходят два магистральных нефтепровода: Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва и Уса – Ухта – Ярославль – Москва; несколько магистральных газопроводов: Саратов – Москва, Краснодарский и Ставропольский края – Серпухов – Москва, Конаково и Санкт-Петербург, Нижний Новгород – Серпухов, Средняя Азия – Центр (Воскресенск) и Уренгой – Сергиев Посад, которые соединены газопроводами в Московское газовое кольцо Коломна – Серпухов – Белоусово – Волоколамск – Клин – Яхрома – Сергиев Посад – Ногинск – Егорьевск – Воскресенск.