Соков Леонид Петрович
Со́ков Леони́д Петро́вич (11.10.1941, село Михалёво Ржевского района Калининской области, ныне деревня Михалево, Ржевский муниципальный округ, Тверская область – 6.4.2018, Нью-Йорк), российский скульптор, живописец, график. Автор арт-объектов и инсталляций.
В 1964–1969 гг. учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова), с перерывом на срочную военную службу. В годы учёбы увлёкся скульптурой модернизма. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов, оформлял детские площадки, парки, общественные здания. С конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, подчёркнуто необработанного, грубого дерева, нередко окрашенные («Чурбан», 1973, Третьяковская галерея, Москва), с добавлением движущихся механизмов, источников электрического света и др. С 1973 г. участвовал в выставках художников-нонконформистов, в 1976 г. в мастерской Сокова прошла коллективная выставка неофициальных художников.
К середине 1970-х гг. особенностью художественного языка Сокова стало буквальное скульптурное изображение больших природных объектов или явлений (моря, облаков, созвездий; с использованием плексигласа, пластика, керамики, фарфора и др.), гротескно увеличенных предметов советской повседневности, абстрактных понятий («Угол зрения», 1976, собрание Г. Брандса, Швейцария). В результате образовался особый синтез концептуального искусства, соц-арта и поп-арта. С 1974 г. Соков создал ряд работ, ярко представляющих скульптуру соц-арта [«Грозящий палец», 1974, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси); «Очки для каждого советского человека», 1976, собрание И Цуканова; «Прибор для определения национальности», 1977, собрание Г. Брандса, Швейцария].
В 1979 г. через Вену эмигрировал в США, жил в Нью-Йорке. В 1980-х гг. произведения Сокова были основаны на принципе столкновения противоположных друг другу символов искусства, политики, массовой культуры: И. В. Сталина и А. Гитлера, молота и доллара и т. д. («Русская эмблема», 1979, собрание автора; «Встреча двух скульптур, или Ленин и Джакометти», 1989, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк, и др.). Для творчества Сокова характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме – например, с отсылкой к народной игрушке («Хрущёв-неваляшка», 1983, Художественный музей Зиммерли) или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) – и позволяющая обозначить стиль Сокова как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт».
В 2001 г. Соков представлял Россию на Венецианской художественной биеннале.