Методы психодиагностики в комплексной судебной сексолого-психолого-психиатрической экспертизе
Ме́тоды психодиагно́стики в ко́мплексной суде́бной сексо́лого-психо́лого-психиатри́ческой эксперти́зе, совокупность исследовательских приёмов и операций с целью получения данных, имеющих значение для ответа на вопрос, поставленный судебно-следственными органами по делам о сексуальных правонарушениях.
При производстве комплексной судебной сексолого-психолого-психиатрической экспертизы исследовательская деятельность психолога может быть подчинена различным задачам. Сам психолог выступает при этом в различных ролях. Во-первых, психолог может осуществлять свою деятельность как патопсихолог, проводя исследование с целью предоставления психиатру дополнительной информации и решения экспертных задач, входящих в компетенцию психиатра. Во-вторых, психолог может проводить исследование психосексуальной сферы обследуемого для решения диагностических и экспертных сексологических задач. В данном случае цель психолога – выявить такие индивидуально-психологические особенности, которые могли влиять на реализацию сексуального поведения в юридически значимый период. Для этого психолог использует психодиагностические методики, направленные на исследование особенностей психосексуальной сферы. В-третьих, психолог может выступать как самостоятельный эксперт, целью которого является максимально полная объективная реконструкция юридически значимых психических явлений и особенностей деятельности подэкспертного в юридически значимой ситуации. Для этого психолог использует широкий арсенал средств, включая исследование материалов дела, показаний свидетелей, детальную реконструкцию субъективной картины обследуемого, включённого в интересующую суд ситуацию, данные анамнеза, патопсихологического исследования и др.
При проведении экспериментально-психологического исследования в отношении подэкспертного психолог в зависимости от задач изучает его психологические особенности, которые определяют поведение подэкспертного в юридически значимой ситуации: гендерную самоидентичность, полоролевые стереотипы, смысловые установки по отношению к ним как высшие уровни регуляции поведения, актуальный и идеальный «Я-образ», образ сексуального партнёра (при определённом уровне половой зрелости субъекта) и др. При этом оценивается соотношение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В ряде случаев наблюдаются когнитивные искажения собственного образа и образа сексуальных объектов, недостаточная интериоризация половой роли на эмоциональном уровне и соответствующих, принятых в данной культуре стереотипов. Имеет значение степень выраженности внутриличностного конфликта, обусловленного непринятием собственной аномальной сексуальности, которая влияет на мотивацию, степень свободы выбора и барьерные смыслы при реализации криминального поведения.
В случаях экспертизы жертв сексуального насилия эти данные помогают установить уровень психического развития подэкспертного. Диагностическое значение имеет сформированность полового самосознания, обусловливающего способность распознать в действиях обвиняемого намерения вступить в половые отношения, осведомлённость в вопросах пола. Оцениваются понимание подэкспертным характера и значений совершённых действий, возможность оказывать сопротивление. В случае, когда обследуемое лицо выступает свидетелем, исследуется его способность к правильному восприятию, переработке и воспроизведению информации.
Деятельность психолога-эксперта как исследователя не всегда носит ретроспективный характер. В ряде предметных видов экспертиз психолог устанавливает психологические особенности подэкспертного, которые способны отражать процессы деятельности, разворачивающейся в реальной жизни к настоящему периоду времени. В других случаях исследование носит прогностический характер. Такова деятельность психолога, например, в экспертизах по семейным вопросам в гражданском судопроизводстве, в экспертизе спорных половых состояний.
Применяемые психологом специальные методы психодиагностики в комплексной судебной сексолого-психолого-психиатрической экспертизе направлены на изучение специфики полового и половозрастного самосознания, индивидуальных особенностей полоролевого поведения, полоролевых стереотипов и степени их интериоризованности на эмоциональном и когнитивном уровне, особенностей направленности полового влечения. Кроме того, оцениваются специфика межличностного восприятия, глубина и качество эмоционального интеллекта, способности к эмпатии, децентрации, особенности идентификации, коммуникативные навыки, установки и ценности по отношению к лицам своего и противоположного пола, детям, к самому себе, а также глубина интериоризации морально-правовых норм. При этом данные, полученные психологом при использовании психодиагностических методов, сопоставляются на разных этапах экспертизы с данными, полученными сексологом и психиатром, и при необходимости интегрируются с ними. Традиционно для исследования психосексуальной сферы психолог-эксперт применяет следующие методики.
Методика «Маскулинность и Фемининность» (МиФ)
В основу методики легла концепция андрогинии С. Бем (1974). На основе гендерных черт, характерных для представителей западноевропейских культур, Бем был создан тест BSRI (Bem Sex-Role Inventory), позже переработанный и адаптированный Т. Л. Бессоновой (1994), модифицированный Н. В. Дворянчиковым (1998). Методика позволяет оценивать степень выраженности маскулинных, фемининных, андрогинных, недифференцированных характеристик полоролевой идентичности, полоролевого поведения, полоролевых стереотипов, собственное отношение к ним индивида, а также соотносить их с гендерными характеристиками реального и предпочитаемого сексуального партнёра. По данным методики психолог-эксперт способен оценить наличие полоролевого конфликта, степень интериоризованности традиционных гендерных ролей, степень влияния данных свойств на регуляцию поведения в реальных жизненных ситуациях.
Методика «Каузометрия»
Оригинальная методика оценки жизненного пути, предложенная А. А. Кроником (1982). Позволяет путём выделения наиболее эмоционально насыщенных и богатых связями в памяти испытуемого событий жизненного пути выявить фиксированный психологический возраст личности – период в прошлом, с которым глубинно идентифицирует себя обследуемый. В экспертизе эта возможность методики применяется при выявлении особенностей половозрастного самосознания у лиц, обвиняемых или осуждённых за половые преступления против несовершеннолетних, т. к. возрастная идентичность лиц с педофильным расстройством обнаруживает аномалии возрастной идентичности, близость собственной возрастной идентичности к возрасту жертв.
Методика «Цветовой тест отношений»
Компактная и простая в использовании методика на основе цветоассоциативного теста А. М. Эткинда (1985, 1987). В модифицированной И. А. Кудрявцевым, Е. Г. Дозорцевой (1993) методике авторы предложили использовать цвета из теста Люшера как связку-ассоциацию между 70 понятиями из перечня, отражающего характеристики гендерной идентичности, полоролевые и сексуальные предпочтения, отношения со значимыми другими. Т. к. стимульных слов или словосочетаний 70, а цветов всего 8, ряд понятий закономерно будет прокодирован одним и тем же цветом, что отражает глубинные эмоциональные связи, отношения испытуемого с объектами внешнего мира и его самоотношение.
Методика «Кодирование»
Методика создана Н. В. Дворянчиковым (1998) и является модификацией техники «Проективный перечень», предложенной польским сексологом З. Лев-Старовичем (1991). В основе методики «Кодирование» лежит следующая процедура. Обследуемому предлагается придумать образ-ассоциацию для каждого из понятий («я», «мужчина», «женщина», «ребёнок») в качестве «неодушевлённого предмета», «амплуа артиста цирка», «героя сказки» и т. д., а также кратко пояснить, что общего он видит в ассоциируемых образах, почему именно такая ассоциация. Методика поддаётся не только количественной, но и развёрнутой качественной интерпретации продуцируемых образов. Важны не только пересекающиеся образы, когда, например, придумывается аналогичный образ (сказочный, неодушевлённый) для себя и для ребёнка или лица того или иного пола, но и характеристики, отражающие отношение к объекту и к себе: позитивное, негативное, амбивалентное, деперсонифицированное. Часто образы, продуцируемые обследуемым, полны половозрастного и сексуального символизма, что также важно для качественной оценки характеристик психосексуальной сферы, оценки глубинных мотивационных напряжений и установок, диагностики способности идентифицировать объект влечений по возрасту.
Методика «Возрастная идентичность» (ВиД)
Методика, предложенная Н. В. Дворянчиковым (2001) на основе модели М. Н. Рогачева, Н. А. Радченко (2000), построена по принципу методики «МиФ», однако стимулы характеризуются не гендерными, а возрастными характеристиками в дихотомии «инфантильность – зрелость». Возрастные особенности самосознания связаны с гендерными, т. к. полоролевые характеристики и предпочтения формируются и меняются на различных возрастных этапах. Методика измеряет субъективные представления о собственной зрелости и зрелости сексуального партнёра в образах «реальных», «идеальных», а также в образе зеркального Я (как образ Я воспринимается извне). Таким образом, психолог-эксперт исследует дисгармонии возрастного самосознания как один из факторов аномального сексуального поведения.
Методика «Фигура – Поза – Одежда» (ФПО)
Методика предложена Д. К. Саламовой, Н. В. Дворянчиковым, С. Н. Ениколоповым (2000) на основе многофакторной модели гендерной идентичности. Испытуемому предлагается ряд картинок со стилизованными, неопределёнными контурами фигур, атрибуты пола которых прорисованы так, чтобы идентифицировать можно было лишь один из трёх. Методика позволяет изучить систему личностных смыслов в контексте гендерных особенностей обследуемого; дать количественно-качественный анализ способности к восприятию мужских и женских признаков объекта, соответствия их идеальному образу; изучить степень сексуальной привлекательности объекта с различными гендерными характеристиками, опору обследуемого на внешние атрибутивные признаки (физическое Я) при выборе объекта, а также собственную идентификацию.
Торонтская алекситимическая шкала Тейлора (TAS-26)
Оригинальная методика предложена канадским психиатром Г. Дж. Тейлором (1985). В российской адаптации методика представлена Д. Б. Ересько (2005). Согласно ряду современных исследований, алекситимия, как нарушение способности идентифицировать, вербализовывать собственные эмоциональные состояния и понимать состояния партнёра по общению, является одной из характеристик снижения эмоционального интеллекта. Алекситимия затрудняет адекватное межличностное восприятие в криминальной диаде «преступник – жертва» и обнаруживается в той или иной степени у лиц с психопатиями, педофильным расстройством и др. Наличие алекситимии снижает возможность произвольно регулировать свою деятельность, особенно на пике суженного состояния сознания в момент криминального деликта. Методика выявляет глубину затруднений в самоописании переживаний, назывании эмоций и эмоциональных состояний, степень когнитивного дефицита аффективной сферы обследуемого.
Тест «руки» Вагнера
Модифицирован Н. А. Ратиновой (1989), Т. Н. Курбатовой (1996). Методика позволяет диагностировать широкий спектр установок в межличностном взаимодействии, в том числе агрессию как потребность, ищущую свой «предмет» для реализации, оценивать вероятность риска открытой реализации агрессии в поведении. Обследуемому предъявляют набор из 10 карточек с изображением (контуром) кисти руки в различных положениях. Предлагается описать как можно больше вариантов действия, производимых этой рукой. Последняя карточка пустая, где нужно представить свой вариант конфигурации кисти руки и описать варианты её действий. Адаптированный А. И. Герасимовым, С. Н. Ениколоповым (2001) вариант шкалирования ответов испытуемого при использовании данной методики позволяет не только оценить степень распределения агрессивных установок в различных аспектах межличностного взаимодействия, но и более дифференцированно и многоуровнево подойти к оценке ассоциативных эмоционально-аффективных образов обследуемого. Методика также эффективна при исследовании агрессии, интегрированной с аномалиями сексуальных потребностей (садизм, раптофилия, эксгибиционизм, некрофилия).
Методика «Пиктограмма»
Модифицирована Н. В. Дворянчиковым, Е. В. Мальковой (2003). В отличие от оригинальной методики, предложенной С. Я. Рубинштейн, стимульные слова и словосочетания заменены на слова-стимулы, имеющие, по мнению экспертов, гендерные характеристики. Модифицированная методика исходит из концепции сформированных у личности гендерных схем. Предполагается, что релевантные полу объекты запоминаются лучше. Мужчины и женщины лучше оперируют информацией, связанной со своим полом. Лица с нарушением полоролевой идентификации испытывают трудности при запоминании информации гендерного характера, им требуется больше латентного времени для реакции на субъективно проблемный образ-стимул, его воспроизведение, отмечается нетипичность, своеобразие изображений (пиктограмм), связанных с проблемным психосексуальным полом. Термином «пиктограмма» в настоящее время обозначается достаточно широкий класс методик, отличающихся друг от друга не только по составу тестовых заданий, общей инструкции, но и по целям диагностики.
Методика «Власть и Контроль» (ВиК)
Предложена американским ученым, психиатром Дж. В. Маддок (1995). В России методика адаптирована М. В. Колчиной (1996). Опросник из 100 пунктов утверждений диагностирует личностные особенности (потенциал доминирования, коммуникативности, готовность к компромиссам), а также гармоничность межличностных отношений между партнёрами, в частности соотношение в диаде характеристик власти (влияния) и контроля (сдерживания). Согласно модели автора при дисгармонических формах взаимодействия баланс сдвигается в сторону доминирования одного из партнёров и сужения личностных границ другого, что может создавать риск развития насилия, в том числе сексуального, в семье. Апробация методики проводилась в исследовании А. А. Ткаченко, Ю. А. Ковальчук, Н. В. Дворянчикова (2000) на выборке правонарушителей – родителей, совершивших развратные действия сексуального характера в форме инцеста. Были получены данные, отражающие выраженное снижение контроля над своим поведением по сравнению с силой возникающих побуждений.
Методика опознавания лицевой экспрессии Изарда (модификация А. А. Ильенко, 2003)
Методика нацелена на диагностику способности испытуемого тонко дифференцировать внешне проявляемые эмоции партнёра по общению как по знаку эмоций, так и по их интенсивности. Лица с дефицитами эмоционального интеллекта в предкриминальной и криминальной ситуациях совершают ошибки в интерпретации эмоциональной лицевой экспрессии партнёра, что сужает возможность регулировать программу действий. Обследуемому предлагается ранжировать карточки с изображением лиц, выражающих то или иное эмоциональное состояние: положительные эмоции, отрицательные, от самой положительной к самой отрицательной, назвать эмоцию, исключить лишнюю при классификации. Оцениваются субъективный и импрессивный компоненты эмоциональной активности, что позволяет целостно оценивать участие восприятия другого и самовосприятия в регуляции поведения при межличностном взаимодействии.
Методика «Сегменты»
Предложенная Д. К. Саламовой, Н. В. Дворянчиковым и С. Н. Ениколоповым (2003) методика позволяет диагностировать образ физического Я обследуемого. Ему предъявляются недифференцированные по полу изображения контура тела (вид спереди и сзади) человека, стоящего вполоборота. При этом каждое изображение разделено на 13 зон, имеющих различную значимость для мужчин и женщин. В ходе обследования испытуемому предлагается выполнить попарное сравнение всех зон между собой в контексте различных ситуаций и задач. Результатом обработки является динамическая иерархия приоритетов телесных зон и сопряжённых с ними социокультурных функций в зависимости от контекста моделируемой ситуации. При нарушениях гендерных схем меняется и иерархия значимых зон, участвующих в построении телесного образа субъекта, их значения в межличностной коммуникации. При дисфории (отвергании) пола и ряде других аномалий психосексуальной сферы методика служит важным проективным инструментом, позволяющим выявить конфликтные зоны телесного образа Я.
Применение указанных методик реализуется психологом в рамках индивидуально-ориентированной исследовательской стратегии. Это накладывает на исследователя особую ответственность, связанную с грамотным подбором необходимого и достаточного набора методик в каждом конкретном случае, умением при необходимости менять стратегию поиска, учитывая получаемые результаты, а также возможности ознакомления подэкспертного с применяемыми методиками в прошлом. Значительную роль играет опыт работы психолога с данными методиками, что требует необходимой предварительной подготовки.
Набор методик для конкретного исследования подбирается исходя из поставленных перед экспертом задач, индивидуальных особенностей испытуемого, ресурса времени, совокупности доступной о подэкспертном информации. В силу индивидуально-ориентированной стратегии диагностики выбранные методики комплектуются согласно возможности повысить надёжность экспертных выводов.
Исходя из предложенного перечня, можно выделить наиболее общие принципы формирования батареи методик: комплект методик должен позволять диагностировать как эмоциональный, так и когнитивный, и поведенческий компоненты психической реальности, а не лишь один из них; исходить из онтогенетических закономерностей и связей того или иного явления (возрастные и половые особенности, сексуальность и агрессивность); выявлять необходимые факторы, способствующие пониманию того, как разворачиваются все компоненты деятельности (мотивообразование, целеполагание, целедостижение, а также облегчающие и затрудняющие реализацию данного поведения психические структуры); сочетать, если возможно, самоотчёты, функциональные пробы, проективные методы. Основной акцент должен состоять не в охвате как можно большего числа компонентов психической реальности, но как можно более точной квалификации существенного признака. Схема контроля и интерпретации полученных результатов в случаях применения данной группы методик является традиционной для клинической психологии и относится к «эксперименту, на который ссылаются» (Блейхер. 2002. С. 12).