Судебно-психологическая экспертиза по делам о спорах между родителями о воспитании ребёнка
Суде́бно-психологи́ческая эксперти́за по дела́м о спо́рах ме́жду роди́телями о воспита́нии ребёнка, вид судебно-психологической экспертизы, направленный на диагностику негативного влияния психического состояния, индивидуально-психологических особенностей родителя на психическое состояние и особенности психического развития ребёнка в ситуации проживания или общения с данным родителем. Экспертное заключение имеет значение для определения судом места жительства ребёнка после развода или при раздельном проживании родителей [ст. 24, 65 Семейного кодекса РФ (СК РФ)] и порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, при этом родители не вправе причинять вред психическому здоровью ребёнка (ст. 66 СК РФ). Судебно-психологическая экспертиза включает диагностику индивидуально-психологических особенностей членов семьи, ситуационную диагностику семейных взаимоотношений и прогностическую психологическую оценку психического развития ребёнка.
История судебно-психологической экспертизы по делам о спорах между родителями о воспитании ребёнка
С начала 1980-х гг. в США и западноевропейских странах, наряду с психологическими образовательными программами и психотерапевтической медиацией, при решении вопроса об опеке стало распространяться участие психологов и психиатров в качестве судебных экспертов. В Российской Федерации первые публикации, посвященные судебной экспертизе семейных взаимоотношений с участием психологов и психиатров, появились в начале 2000-х гг. (Вострокнутов. 2004). Дальнейшее развитие теории и методологии данного вида судебно-психологической и психолого-психиатрической экспертизы связано с трудами Ф. С. Сафуанова, Н. К. Харитоновой, Н. В. Вострокнутова, О. А. Русаковской, И. А. Горьковой, С. А. Терехиной, Д. С. Ошевского.
Юридическое значение судебно-психологической экспертизы по делам о спорах между родителями о воспитании ребёнка
В силу множества объектов (членов обследуемой семьи и их взаимоотношений) выделяют несколько предметов исследования эксперта–психолога, соотносимых с нормами семейного законодательства. Диагностика индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей обусловлена требованием п. 3 ст. 65 СК РФ при судебном разрешении спора между родителями (о месте жительства несовершеннолетнего ребёнка при их раздельном проживании) учитывать нравственные и иные личные качества родителей. Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребёнка, особенностей и уровня его психического развития определяется необходимостью установления «возраста ребёнка, состояния его здоровья» (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.05.1998 № 10). Экспертное определение психологического отношения матери, отца, другого фактического воспитателя к ребёнку необходимо для учёта судом «отношений, существующих между каждым из родителей и ребёнком» (п. 3 ст. 65 СК РФ). Диагностика психологического отношения ребёнка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи определяется необходимостью при судебном разбирательстве выяснения «привязанности ребёнка к каждому из родителей, братьям и сестрам» (п. 3 ст. 65 СК РФ). Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ, спор между родителями о месте проживания ребёнка решается судом «с учётом мнения детей». Право ребёнка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, и быть заслушанным в ходе судебного разбирательства отражено в ст. 57 СК РФ, при этом «учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». В связи с этим в случаях, когда в отношении ребёнка одной из сторон оспаривается его возможность свободно и самостоятельно высказывать своё мнение по вопросам, затрагивающим его интересы, ещё одной задачей экспертного исследования может являться диагностика способности ребёнка к выработке и принятию самостоятельных решений. В Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2015), утверждённом Президиумом Верховного суда РФ 23.12.2015 г. (редакция от 26 апреля 2017) перед судебной экспертизой ставится задача определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребёнка со стороны одного из родителей, что предопределяет необходимость диагностики индуцирующего влияния родителя на ребёнка с целью формирования у него негативного отношения к другому родителю.
Основным экспертным понятием, требующим судебно-психологического экспертного определения, является диагностика возможного негативного влияния психического состояния, индивидуально-психологических особенностей отца (матери, другого фактического воспитателя) на психическое состояние и особенности психического развития ребёнка. В широком смысле решение этой задачи соподчинено судебному установлению возможности каждого из родителей «создания ребёнку условий для воспитания и развития» (п. 3 ст. 65 СК РФ) при определении места жительства детей при раздельном проживании родителей и требованию п. 1 ст. 66 СК РФ, чтобы общение родителя с ребёнком, проживающим с другим родителем, не причиняло «вред… психическому здоровью ребёнка».
Современные представления о судебно-психологической экспертизе по делам о спорах между родителями о воспитании ребёнка
Данный вид экспертизы является не только диагностическим, но и ситуационным. С позиций судебной экспертологии, её отнесение к классу диагностических экспертиз обусловлено установлением юридически значимых признаков отдельных исследуемых объектов, в качестве которых выступают психические особенности участников спорного правоотношения (индивидуально-психологические особенности, особенности психической деятельности родителей, уровень и особенности психического развития ребёнка). В то же время экспертиза является ситуационной, поскольку для неё характерно установление комплекса клинико-психологических особенностей родителей и ребёнка, их поведения, их взаимоотношений, на основе анализа которых и слагается целостная психологическая картина семейной ситуации. Выделяют три этапа экспертного исследования.
1 этап. Индивидуальная психодиагностика членов семьи. Имеют значение следующие вопросы. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)? Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка? Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка? При проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы формулируются и вопросы эксперту-психиатру. Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством? Не страдает ли ребёнок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)? Имеются ли у ребёнка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?
2 этап. Ситуационная диагностика семейных отношений. На данном этапе индивидуальная экспертная диагностика используется для анализа ситуации семейных взаимоотношений членов семьи в целом. Ситуационный анализ семейных отношений основывается на решении следующих вопросов. Каково психологическое отношение ребёнка к отцу (матери, другим членам семьи)? Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью? Оказывает ли отец (мать, другой фактический воспитатель) индуцирующее влияние на ребёнка с целью формирования негативного отношения к другому родителю?
3 этап. Прогностическая клинико-психологическая оценка психического развития ребёнка. Этот этап судебно-психологического экспертного исследования является завершающим, на нём синтезируются данные первого и второго этапов экспертизы и вырабатывается клинико-психологическая прогностическая оценка психического развития ребёнка. Основной задачей заключительного этапа является ответ на вопрос: могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
Применяются психологический анализ материалов гражданского дела и приобщённых к нему материалов, клинико-психологический (психологический анализ материалов гражданского дела; направленная беседа, методы психологического наблюдения за поведением родителя в ситуации экспертного исследования, за поведением и игровой деятельностью ребёнка, за совместной деятельностью ребёнка с родителями) и экспериментально-психологический (патопсихологические методики изучения познавательных процессов, личностные опросники, проективные методики для диагностики характера детско-родительских отношений, проба на совместную деятельность и иные диагностические методики) методы исследования.