Лука (архиепископ Новгородский)
Лука́ [Лука Жидята; в миру Жидята (Жирята)] (ум. 15.10.1060), русский церковный деятель, епископ (1036/1037 – 1058/1059), архиепископ (1058/1059 – 1060) Новгородский; русский святой. Один из первых русских иерархов восточнославянского происхождения.
Биография
Точное происхождение неизвестно. В источниках фигурирует под крестильным или монашеским именем Лука и мирским Жидята (уменьшительное от Жидислав; в летописях Новгородско-Софийской группы – Жирята).
Впервые упоминается в связи с поставлением в епископа Новгородского. Согласно статье «Повести временных лет» (ПВЛ) в Лаврентьевской летописи под 6544 г. (1036/1037) [в Ипатьевской летописи – под 6542 (1034/1035)], киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый, став единовластным правителем Руси после смерти своего брата черниговского князя Мстислава Владимировича, отправился в Новгород, где посадил на княжеский стол своего сына Владимира, а епископом поставил Жидяту [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Стб. 150; Т. 2. Стб. 138]. Обстоятельства поставления точно неизвестны, поскольку из летописной статьи неясно, был ли Лука поставлен уже в Киеве, взял ли князь Ярослав Владимирович с собой в Новгород митрополита или отправил Луку к митрополиту в Киев, чтобы он был поставлен там собором епископов.
Следующее упоминание связано с освящением нового каменного Софийского собора в Новгороде, которое состоялось в 1050/1051 г. «повелѣниемь князя Ярослава и сына его Володимира и архиепископа Лукы» (ПСРЛ. Т. 3. С. 181; Т. 4. Вып. 1. С. 117; Т. 6. Вып. 1. С. 180–181; Т. 42. С. 65). Согласно первой выборке Новгородской Карамзинской летописи, освящение состоялась на праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября ст. ст.).
Скорее всего, участвовал в поставлении Илариона в митрополиты Киевские собором русских епископов не позднее 26 ноября 1051 г. (либо, согласно канонам, должен был дать на это письменное согласие), вопреки сложившейся практике присылки митрополита из Константинополя. Возможно, участвовал также в поставлении и интронизации новых русских епископов (Владимиро-Волынского, Переяславского, Ростовского и Туровского) осенью того же года в киевском храме Святого Георгия.
По сообщению Новгородской первой летописи (НПЛ) младшего извода, под 6563 (1055/1056) г. Лука из-за клеветы своего холопа Дудики (по Никоновской летописи, также неких Демьяна и Козмы), был вынужден отправиться на суд в Киев, где митрополит Ефрем наложил на него наказание. В результате Лука был принуждён оставаться в Киеве 3 года (ПСРЛ. Т. 3. С. 182–183; Т. 9. С. 91). В 6566 г. (1058/1059) вернул себе новгородскую кафедру, а холопу Дудике (по Никоновской летописи, также Демьяну и Козме) отрезали нос и обе руки, после чего он бежал «в Нѣмци» (ПСРЛ. Т. 3. С. 183; Т. 9. С. 91). Последний факт объясняется в историографии германским происхождением его имени (Назаренко А. В. Дудика, Негваръ: два германских антропонима в новгородских памятниках). Достоверность летописного рассказа о трёхлетнем заточении Луки в Киеве косвенно подтверждает колофон Остромирова Евангелия, переписанного в 1056–1057 гг. в Новгороде диаконом Григорием и вложенного в Софийский собор (Столярова. 2000. С. 13–14. № 5), где вообще не упомянут новгородский архиерей, зато самое роскошное среди всех изображений евангелистов в рукописи – именно евангелиста Луки (Попова О. С. Остромирово Евангелие. Миниатюры и орнаменты // Остромирово Евангелие и современные исследования рукописной традиции новозаветных текстов. Санкт-Петербург, 2010. С. 60–84). А. А. Гиппиус связал с «делом Луки Жидяты» комплекс граффити (№ 182-Б, 182-В) Софийского собора в Новгороде, где некий человек (вероятно, по имени Мартин), просил святителя Николая, Святую Троицу, Святую Софию и 40 мучеников Севастийских спасти «нашего владыку» (Гиппиус. 2016. С. 814).
Наказание Луки митрополитом Ефремом обычно связывали с «проиларионовской позицией» первого (Дергачёва. 2016. С. 69) или с конфликтом антилатинской позиции Ефрема на фоне Великой схизмы 1054 г. и спокойного отношения к Западу у Илариона и его окружения (Печников. 2015. С. 233–236). Эти гипотезы базировались на уверенности в оставлении Иларионом кафедры после смерти Ярослава Владимировича в 1054 г. Уход Илариона, в свою очередь, повлёк за собой репрессии против его сторонников за участие в неканоническом, с точки зрения Константинополя, избрании Илариона или по другим основаниям. Однако согласно новейшим данным (Гиппиус А. А. К прочтению надписи № 1541 Софии Киевской // Восточная Европа в древности и средневековье. Письменность как элемент государственной инфраструктуры. Москва, 2016. С. 79–81), смена Илариона на Ефрема произошла не позже 4 ноября 1052 г. и не была связана со смертью князя Ярослава Владимировича.
С юридической точки зрения суть конкретных обвинений, предъявленных Луке митрополитом, обычно считается не поддающейся реконструкции. Предположение, что урезание Дудике носа и рук было совершено по принципу талиона, т. е. за то же преступление, в котором он обвинил Луку, а именно за блудодеяние (Эклога. Москва, 1965. Титул XVII. 23–30, 34. С. 70–71) или за присвоение церковного имущества (Мильков. 2010. С. 207–211; Дергачёва. 2016. С. 68; Гиппиус. 2016. С. 816. Примеч. 29) несостоятельно: осуждённый не понёс в 1055/1056 г. наказания, аналогичного применённого к Дудике через 3 года; подданный русского князя не должен был наказываться по нормам византийского гражданского права, к тому же митрополитом; согласно византийскому официальному законодательному сборнику Прохирон, строго запрещалось отсечение обоих парных членов. Дудика же, как епископский холоп, мог быть причислен к клиру и потому подвергнут дополнительному телесному наказанию [Максимович К. А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) «О различных церковных вопросах» (перевод и комментарий) // Вестник ПСТГУ. 2007. Вып. 3 (19). С. 38–39].
А. Поппэ отметил, что в период нахождения Луки в Киеве после осуждения новгородская кафедра не была замещена никем другим (об этом молчат и летопись, и списки новгородских владык), что польский исследователь пытался объяснить через свою концепцию простудийских сил на Руси [Поппэ А. Студиты на Руси. Киïв, 2011. С. 43], не получившую поддержки у исследователей [Артамонов Ю. А. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: по поводу нового исследования А. Поппэ]. Лука не был ни извержен из епископского сана, ни низведён с кафедры, а всего лишь запрещён в служении. Такое наказание для епископа хорошо известно в каноническом праве Восточной Церкви (Юстиниан. Новеллы 123, 1). Однако трёхлетнее отстранение от служения византийские каноны предписывают лишь за один проступок – участие в азартных играх или общение с их участниками. За это нарушение полагалось заключение на 3 года в монастырь [Максимович К. А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) «О различных церковных вопросах» (перевод и комментарий) // Вестник ПСТГУ. 2007. Вып. 3 (19). С. 24–26]. К 1055/1056 г. известно о существовании монастырей в Киеве, но нет сведений об их наличии в Новгороде. Возвращение Луки в Новгород в 1058/1059 г. связано не с его оправданием Ефремом или его преемником и не со смертью Ефрема, а с окончанием канонического срока наказания.
Реальная причина агрессии киевского митрополита в отношении епископа Новгородского, помимо общей неприязни митрополита-грека к стороннику его оппонента, могла крыться в шаткости позиций самого Ефрема, который своей жёсткой антилатинской риторикой после схизмы 1054 г. затронул родственные связи киевского князя Изяслава Ярославича и черниговского князя Святослава Ярославича с Западной Европой. Поскольку после смерти князя Ярослава Владимировича статус епископий в стольных городах младших Ярославичей значительно повысился, Ефрем мог также опасаться возвышения Новгородской кафедры, давно управлявшейся русским епископом Лукой. Политический вес епископа должен был повыситься из-за отсутствия князя в Новгороде, где управление после смерти в 1052 г. князя Владимира Ярославича осуществлял посадник Остромир.
Если в первых двух упоминаниях Луки в летописях под 6544 г. (1036/1037) и под 6563 г. (1055/1056) он назван епископом, то в двух последующих под 6566 г. (1058/1059) в Новгородской первой летописи младшего извода и под 6568 г. (1060/1061) в Новгородской четвёртой летописи и первой выборке Новгородской Карамзинской летописи о его смерти – архиепископом. Получается, что Лука уехал на суд к митрополиту епископом, а вернулся (титулярным) архиепископом (А. А. Гиппиус выдвинул гипотезу, согласно которой новгородские архиереи носили титул архиепископа с момента учреждения кафедры: Гиппиус. 2019. С. 57–59). Основываясь на изменениях титулатуры Луки, можно предположить, что причиной надуманного обвинения и трёхлетнего отстранения от руководства Новгородской епархией могла стать попытка получить в 1054 г. статус архиепископа.
О смерти архиепископа сообщают летописи Новгородско-Софийской группы под 6568 г. (1060) [в Никоновской летописи – под 8567 (1059)], уточняя, что он скончался на обратном пути из Киева «на Копысѣ» (ПСРЛ. Т. 3. С. 473) (на границе современных Витебской и Могилёвской областей Витебской области, Белоруссия); также дату его кончины содержит граффито в Софийском соборе Киева [датируется 2-й половиной 11 – началом 12 вв.; ранее дата читалась как «...месяца октября 25…», однако прочтение числа уточнено С. М. Михеевым: Михеев С. М. Две редакции Начального свода в новгородских летописях XII и XV вв. (К истории текста Начальной летописи) // Новгородский исторический сборник. Великий Новгород, 2020. Т. 19 (29). С. 195. Примеч. 34]. Причина поездки Луки в Киев остаётся неизвестной: возможно, это было связано со съездом всех русских князей (включая полоцкого князя Всеслава Брячиславича) для похода на торков или с походом киевского князя Изяслава Ярославича на сосолов, разорявших новгородские земли (ПСРЛ. Т. 3. С. 183).
Произведения
Луке приписывается только один текст – краткое «Поучение архиепископа Лукы к братии», сохранившееся в том числе в составе летописей Софийско-Новгородского свода (ПСРЛ. Т. 42. С. 65–66), хотя атрибуция его не бесспорна (Печников. 2015. С. 237–238. Примеч. 123). Поучение затрагивает вопросы богословия (веры в Троицу и загробное воздаяние), молитвы (церковной и домашней), морали (заповеди любви и запрета на гнев, месть, осуждение, клятву и проклятие), семейной и социальной этики (почтения к старшим, родителям, князю, клирикам, милосердия ко всем нуждающимся, соблюдения заповедей, чистоты и постов).
Гипотеза А. А. Шахматова (Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Санкт-Петербург, 1908. С. 530–534) об участии Луки в составлении летописного «Новгородского свода 1050-х гг.» в настоящее время практически никем не разделяется.
Канонизация
В 1439 г. признан местночтимым святым архиепископом Новгородским Евфимием II.
После канонизации возникло легендарное «Сказание о церкви Святыа Софиа Премудрости Божия в Великом Новеграде», согласно которому Лука приказал греческим мастерам изобразить Христа Пантократора в куполе собора не со сжатой рукой, а с благословляющей, но голос с неба велел написать руку сжатой, ибо Христос держит в ней Новгород и она сама разожмётся при «скончании» Новгорода. На самом деле изображение Пантократора в куполе появилось только при полной росписи святой Софии Новгородской в 1108/1109 г.
В 1558 г. при архиепископе Пимене за алтарём Софийского собора в каменном гробу было обретено нетленное тело, сочтённое останками Луки и перезахороненное в Мартириевской паперти. Канонизация подтверждена включением его имени в собор Новгородских святых, празднование которого было установлено в 1981 г.
Дни памяти: в соборах Новгородских святых (3-е воскресенье после Троицы), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).