Ленерт Кристиан
Ле́нерт Кри́стиан (Christian Lehnert) (род. 20.5.1969, Дрезден), немецкий поэт, либреттист, теолог.
Родился в семье медиков. В 1984 г. вступил в молодёжную протестантскую общину. После окончания школы (1987) по религиозным соображениям отказался служить в армии с оружием в руках, в 1987–1989 гг. проходил службу в инженерно-строительном батальоне в качестве рядового (Bausoldat, или Spatensoldat) на о. Рюген и на химическом комбинате в г. Лойна. В 1989–1996 гг. изучал евангелическую теологию в Лейпцигском университете, теологию и востоковедение в Берлинском университете Гумбольдта и в Свободном университете Берлина; 1992/1993 учебный год провёл в Иерусалиме. В 1996 г. сдал богословский экзамен в викариате Евангелическо-лютеранской земельной церкви Саксонии. Служил пастором в деревне под Дрезденом (2000–2008). Возглавлял кафедру богословия и культуры Евангелической академии в Лютерштадт-Виттенберге (2008–2012). Руководит Институтом изучения литургии Объединённой евангелическо-лютеранской церкви Германии при Лейпцигском университете (с 2012).
В печати дебютировал сборником стихотворений «Скованный певец» («Der gefesselte Sänger», 1997), в котором размышлял о назначении поэта, о молчании и слове. В поэтическом сборнике «На моренах» («Auf Moränen», 2008) описал годы армейской службы, когда формировалось его религиозное мировоззрение; лирический герой сборника ощущает духовную связь с первыми христианами.
Главные поэтические жанры Ленерта: сонет, гимн, молитва, лирическое стихотворение. Основной мотив – чувство божественного присутствия в мире. Саксонские пейзажи, к которым, изображая природу, чаще всего обращается автор, выступают одухотворёнными. Среди центральных образов – ветер, метафорически связанный с сошествием Святого Духа в Пятидесятницу. Через всю лирику Ленерта проходят лейтмотивы света, свечения, образ Неопалимой купины и образы животных и насекомых, которые предстают воплощением прекрасного божественного мира. К излюбленным образам поэта относятся также образы дождя, тумана. Особое значение приобретает метафора дыхания как таинственной связи человека и природы, земного и небесного начал.
В сборниках «Я буду смотреть, молчать и слушать» («Ich werde sehen, schweigen und hören», 2004), «Грядущее дыхание» («Aufkommender Atem», 2011), «Сквозняки» («Windzüge», 2015) показано религиозно-мистическое слияние человека с миром. В сонетах, одах, терцинах сборника «Пыль херувимов» («Cherubinischer Staub», 2018), где поэт обращается к опыту немецкого мистицизма (Я. Бёме, Ангелус Силезиус), весь природный мир в различных его проявлениях – кристаллы снежинок, рисунок инея, морозная пыль, волокна мха – являет собой язык божественного творения.
Лирика К. Ленерта, созданная в русле традиции немецкой барочной поэзии, Р. М. Рильке, И. Бобровского, отражает его религиозные переживания. Особый интерес и ценность для автора представляет категория языка, поиск поэтических способов выражения нуминозного опыта в современном секуляризованном обществе. Не принимая постмодернистскую иронию и релятивизм, Ленерт обращается к слову как основе бытия. Его поэзия, лишённая морализаторства и религиозного дидактизма, утверждает необходимость выйти за пределы языковых стереотипов как главное условие личного приобщения к сакральному началу и поискам Бога. Особое значение для писателя несёт образ апостола Павла, его прозрение, выразительность языка в посланиях коринфянам [«Коринфский краеугольный камень. Эссе о Павле» («Korinthische Brocken. Ein Essay über Paulus», 2013)].
Автор либретто опер и ораторий. В основу либретто оперы «Федра» («Phaedra», 2007, музыка Х. В. Хенце; поставлена в том же году в Государственной опере на Унтер-ден-Линден, оркестр Ensemble Modern) положены трагедия Еврипида «Ипполит» и стихотворное послание Овидия из цикла «Героиды». Однако Ленерт переосмыслил античный сюжет: в финале Ипполита, ставшего жертвой наветов своей мачехи Федры и её запретной любви, воскрешает Артемида. Новое рождение позволяет герою обрести экзистенциальную свободу, он покидает клетку, в которой прячет его Артемида, и уходит в лес. Чуду сошествия Святого Духа посвящено либретто «К ветру», произведение для хора с оркестром на праздник Пятидесятницы («An der Wind», 2012, музыка Х. В. Хенце; впервые исполнено в том же году в церкви Святого Фомы в Лейпциге, оркестр «Гевандхауз»). Оратория «За стеной» («Hinter der Mauer», 2010, музыка С. Оде-Тамими; исполнена в том же году в культурном центре Radialsystem V, Берлин), либретто которой написано по заказу Камерного хора RIAS к 20-летию падения Берлинской стены, включает в себя элементы документального театра и одновременно отсылает к христианской истории. Произведение показывает, что стены непонимания и непримиримости всё ещё разделяют многие народы и государства. В центре оперы «О шуме мира, или Откровение Томаса Мюнцера» («Vom Lärm der Welt, oder Die Offenbarung des Thomas Müntzer», 2014, музыка С. Хельбига; поставлена в том же году в Немецком национальном театре Веймара), созданной в преддверии 500-летия с начала Реформации, конфликт Т. Мюнцера и М. Лютера. Ригоризм Мюнцера трактуется автором как опасное явление, сопоставимое с авторитаризмом и терроризмом в современном мире.
К. Ленерт также известен как составитель и комментатор книги речей М. Лютера «Застольные беседы» («Martin Luther. Tischreden», 2016) и других антологий религиозной мысли.
Премия Гёльти за лирику (2012), Литературная премия Эйхендорфа (2016) и др.