Куватова Леонора Сафыевна
Кува́това Леоно́ра Сафы́евна (род. 9.11.1948, Уфа), российская артистка балета, балетмейстер, педагог, народная артистка Башкирской АССР (1974), народная артистка РСФСР (1982).
В годы учёбы в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой; педагоги – И. А. Трофимова, Н. П. Базарова) исполнила партию Маши в школьном спектакле «Щелкунчик» П. И. Чайковского на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр; 1966) и па-де-де из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса (1967), в которых была партнёршей М. Н. Барышникова. В этих партиях проявились сценическое обаяние Куватовой, лёгкость в исполнении сложнейших элементов классического танца.
В 1967 г. окончила учёбу и, получив диплом с отличием, была приглашена в ленинградскую труппу «Хореографические миниатюры» под руководством Л. В. Якобсона, но вернулась в Уфу на положение ведущей солистки. В 1967–1993 гг. в Башкирском театре оперы и балета. Репетировала с ведущими мастерами башкирского балета старшего поколения – З. А. Насретдиновой, Г. Г. Сулеймановой, Ф. М. Саттаровым. Дебютировала в партии Айсылу («Люблю тебя, жизнь» Н. Г. Сабитова). Балерина строгой академической выучки, отличавшаяся изяществом и красотой линий, Куватова была незаменима в классическом репертуаре. Среди лучших ролей – Жизель («Жизель» А. Адана) и Китри («Дон Кихот» Минкуса). В репертуаре также главные партии в балетах: «Сильфида» Г. Лёвеншелля, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Мария), «Золушка» С. С. Прокофьева, «Шурале» Ф. З. Яруллина, «Журавлиная песня» Л. Б. Степанова и З. Г. Исмагилова, «Большой вальс» на музыку И. Штрауса, «Орфей» Е. И. Фомина, «Сестра Керри» Р. Паулса, «Легенда о курае» Р. М. Хасанова и др. Первая исполнительница партий: Айгуль («Страна Айгуль» Сабитова, 1971, балетмейстер И. Х. Хабиров), Гульназира («Гульназира» Сабитова, 1979, 2-я редакция, балетмейстер Х. Ф. Мустаев), Зубаржат («В ночь лунного затмения» М. Х. Ахметова, 1982, балетмейстер Б. В. Танин). В концертном репертуаре – «Мазурка» на музыку А. Н. Скрябина, «Вальс» на музыку Штрауса (оба – хореография К. Я. Голейзовского), па-де-де из балета «Арлекинада» Р. Дриго.
С 1987 г. преподаёт классический танец в Уфимском хореографическом училище (ныне Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева). Став художественным руководителем училища (в 1994–2005 и в 2007–2022), ввела в репертуар серьёзные классические постановки, в том числе «Шопениану» на музыку Ф. Шопена (1997), «Баядерку» Минкуса (1998), дивертисмент из балета «Пахита» на сборную музыку (2005), «Лебединое озеро» Чайковского (2008) и др.
С 2002 г. балетмейстер-репетитор, с 2009 г. главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета. При её руководстве сотрудничество с труппой возобновил Ю. Н. Григорович, перенёсший в Уфу свои постановки балетов «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Меликова, «Корсар» Адана; В. В. Васильев перенёс свой балет «Анюта» на музыку В. А. Гаврилина; в качестве постановщика балетов дебютировал И. В. Васильев, ставший главным приглашённым балетмейстером театра. Коллектив выступает на российских театральных фестивалях, участвует в гастролях за рубежом, сохраняет традицию проведения Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Как хореограф Куватова поставила хореографическую картину «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст» (2010).
Работала как приглашённый педагог в балетной студии Цукамото Ёко (1993, Нагоя, Япония), в Государственном театре оперы и балета Стамбула (Турция), в Генуе (Италия).
Лауреат Премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева (1988).
Приз «Душа танца» журнала «Балет» (2011, номинация «Мэтр танца»), премия «Легенда» Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» (2017).
Награждена орденом Салавата Юлаева (2023).
Муж – артист балета и балетмейстер Шамиль Ахмедович Терегулов (1947–2008).