Кроненберг Дэвид
Кро́ненберг Дэ́вид, Дэвид Пол Кроненберг (англ. David Paul Cronenberg) (род. 15.3.1943, Торонто, провинция Онтарио), канадский кинорежиссёр, один из основоположников жанра боди-хоррор, заслужил статус культового автора.
Творческая биография
Родился в семье писателя и редактора Милтона Кроненберга и его жены Эстер Кроненберг, музыканта. Кроненберг рассказывает, что рос под звук печатной машинки (Cronenberg. 2006.). С ранних лет изучал литературу, сочинял и хотел стать писателем. Среди важнейших литературных ориентиров Кроненберга были такие авторы, как В. В. Набоков, С. Беккет и У. Берроуз (Browning. 2007. Р. 21–65). Помимо литературы проявлял интерес к естественным наукам: к биологии и ботанике, увлекался лепидоптерологией.
Поступил в 1963 г. в Университет Торонто, где сначала изучал биологию, но позже сменил профиль обучения на программу английской словесности. Во время учёбы в университете Кроненберг познакомился с А. Рейтманом и И. Юингом. Вместе с ними основал независимую кинокомпанию Toronto Film Co-op и снял первые режиссёрские работы: короткометражные ленты «Передача» («Transfer», 1966) и «Из канализации» («From the Drain», 1967). Вдохновляясь нью-йоркским андерграундным кинематографом, Кроненберг после окончания университета в 1967 г. выпустил ещё две независимые картины: «Стерео» («Stereo», 1969) и «Преступления будущего» («Crimes of the future», 1970). Ранние фильмы Кроненберга транслировались в рамках выставок современного искусства и не выходили в прокат в кинотеатрах. До своего первого полнометражного коммерческого дебюта Кроненберг работал режиссёром-постановщиком на телевидении.
В 1975 г. канадская кинокомпания CINEPIX, специализировавшаяся на тот момент на производстве эротических картин, предложила Кроненбергу снять фильм ужасов. Вскоре Кроненберг дебютировал на больших экранах фильмом «Судороги» («Shivers», 1975). Фильм содержал сцены сексуального насилия и телесной трансгрессии. Фильм «Судороги» был успешен в прокате и собрал 1 млн канадских долл. при бюджете в 185 тыс. канадских долл. Однако канадская общественность была возмущена, а некоторые кинокритики выражали беспокойство о репутации кинематографа Канады, поскольку фильм был снят при поддержке государства. Картина, как и большинство последующих произведений режиссёра, заслужила культовую репутацию.
Благодаря коммерческому успеху «Судорог» Кроненберг смог выпустить свой следующий фильм – «Бешеная» («Rabid», 1977) – уже через полтора года. В новом проекте Кроненберг тематически и визуально продолжал работу, начатую в «Судорогах», однако на этот раз провокационность картины обеспечивала не только драматическая и визуальная составляющая, но и участие актрисы М. Чемберс, известной широкой публике по знаменитому порнофильму «За зелёной дверью» («Behind the Green Door», 1972, режиссёр А. Митчелл). Фильм, изображавший массовые беспорядки из-за эпидемии вымышленной формы бешенства, также был созвучен «октябрьскому кризису», пережитому жителями Канады в 1970 г. Кинокартины «Судороги» и «Бешеная» послужили установлению за Кроненбергом репутации «кровавого барона». «Бешеная» также стала большим коммерческим успехом для Кроненберга.
В 1979 г. Кроненберг выпустил фильм «Беспутная компания» («Fast Company», 1978) – единственный кинопроект, выпадающий из стилистики и общей темы творчества режиссёра. Картина посвящена драг-рэйсингу и является отражением любви Кроненберга к автомобилям. В том же году, переживая болезненный процесс развода с женой Маргарет Хиндсон, в ходе которого решался вопрос об опеке над их дочерью Кассандрой, Кроненберг снял новую картину – «Выводок» («The Brood», 1979). В этой картине, переосмысляя личную травму, Кроненберг продолжил экспериментировать с телесностью героев, изображая мутации в качестве аффектов психических состояний героев.
В 1981 г. Кроненберг выпустил фильм «Сканнеры» («Scanners», 1980). Картина, в отличие от почти всех предыдущих работ, уже не была нишевым фильмом ужасов. Вместе с тем именно в «Сканнерах» присутствует знаковая для фанатов творчества Кроненберга сцена с взрывающейся от телепатического воздействия головой, снятой крупным планом.
Следующий фильм, «Видеодром» («Videodrome», 1982), был «водоразделом» в карьере Кроненберга (Павлов. 2016. С. 225). После «Видеодрома» Кроненберг надолго оставил собственные сценарии и почти двадцать лет посвятил киноадаптациям различных литературных произведений. Картина «Видеодром» привлекла к творчеству Кроненберга пристальное внимание университетских исследователей и философов и стала одним из наиболее культурно значимых фильмов 1980-х гг., получив признание в том числе от художника Э. Уорхола. Фильм, впоследствии став самым культовым из всей фильмографии режиссёра, не был успешным в плане проката. В процессе работы Кроненберг имел большие разногласия с продюсерами и был вынужден изменять запланированный монтаж и финальные сцены.
После «Видеодрома» Кроненберг снял такие знаменитые фильмы, как «Мёртвая зона» («The Dead Zone», 1983), экранизация одноимённого романа С. Кинга, и «Муха» («The Fly», 1986), экранизация одноимённого рассказа Ж. Ланжелана.
После «Мухи» Кроненберг в 1988 г. выпустил фильм «Связанные насмерть» («Dead Ringers», 1988), чей сценарий он писал совместно с канадским сценаристом Н. Снайдером. В картине «Связанные насмерть» Кроненберг изображал отношения братьев-близнецов, работающих гинекологами. Режиссёр снимал определённую стигму с показа гинекологических манипуляций на большом экране, предлагая подрывное и провокационное изображение человеческого тела.
«Обед нагишом» («Naked Lunch», 1991), выпущенный спустя три года, был новаторским и авангардным переосмыслением одноимённого романа У. Берроуза. В «М. Баттерфляй» («M. Butterfly», 1993) Кроненберг вновь обратился к теме сексуальности, экранизируя одноимённую пьесу Д. Г. Хвана. В «Автокатастрофе» («Crash», 1996), названной Б. Бертолуччи «религиозным шедевром» и принёсшей Кроненбергу специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, режиссёр экранизировал одноимённый роман Дж. Балларда.
В 1999 г. Кроненберг снял первый со времён «Видеодрома» фильм, сценарий которого не был адаптацией литературного источника, – «Экзистенция» («Existenz», 1999). Структурно «Экзистенция» была авторемейком «Видеодрома» и делала акцент на биологической интерпретации виртуальной реальности. У киноленты была сложная прокатная судьба, поскольку она вышла через месяц после «Матрицы» Л. и Э. Вачовски («The Matrix», 1999). Появлению «Экзистенции» предшествовало знакомство Кроненберга с писателем С. Рушди, за чью голову была объявлена награда из-за романа «Сатанинские стихи» («The Satanic Verses», 1988).
В 2002 г. Кроненберг выпустил фильм «Паук» («Spider», 2002), экранизацию одноимённого романа П. Макграта. Этот фильм является максимальным приближением творчества Кроненберга к артхаусному кинематографу.
В 2005 г. Кроненберг снял «Оправданную жестокость» («A History of Violence», 2005), кинематографическую переработку одноимённого графического романа. «Оправданная жестокость» завоевала несколько наград и была включена во многие престижные списки, в том числе в список лучших фильмов десятилетия Cahiers du Cinéma. Далее последовало тематическое продолжение «Оправданной жестокости» – фильм «Порок на экспорт» («Eastern Promises», 2007). В 2011 г. Кроненберг снял по сценарию К. Хэмптона фильм «Опасный метод» («A Dangerous Method», 2011), посвящённый взаимоотношениям З. Фрейда и К. Г. Юнга. Сценарий К. Хэмптона был адаптацией его же пьесы «Лечение словом».
Через год Кроненберг выпустил один из самых противоречивых фильмов в своей карьере – «Космополис» («Cosmopolis», 2012), экранизацию одноимённого романа Д. Делилло, а затем картину «Звёздная карта» («Maps to the stars», 2014) по сценарию Б. Вагнера. В 2014 г. дебютировал как писатель романом «Употреблено» («Consumed», 2014). В 2022 г. в рамках Каннского кинофестиваля состоялась премьера фильма «Преступления будущего» («Crimes of the Future», 2022), главные роли в котором сыграли В. Мортенсен, К. Стюарт и Л. Седу. Фильм называется так же, как и одна из ранних работ режиссёра, однако, по словам Кроненберга, не является ремейком его же фильма (Gray. 2022).
На протяжении своей кинокарьеры Кроненберг неоднократно участвовал в конкурсных программах Каннских кинофестивалей и пять раз был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь»: с фильмами «Автокатастрофа», «Паук», «Оправданная жестокость», «Космополис» и «Звёздная карта».
Кроненберг неоднократно становился лауреатом премий Академии кино и телевидения Канады, не раз номинировался на премию «Сатурн». В 2018 г. стал лауреатом «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля «за карьеру», одной из самых престижных наград в кинематографе.
Основные темы творчества
В ранних киноопытах Кроненберг оспаривал границы между психической и телесной жизнью человека. В «Стерео» и «Преступлениях будущего» (1970), а затем в «Судорогах» и «Бешеной» Кроненберг пробовал себя как критик властных отношений, лежащих в основе научного опыта, и изобрёл образ «креативной формы рака» и «сексуальной болезни», показывая, как разные телесные аффекты подрывают субстанциальность человеческого разума.
Философскому осмыслению болезней посвящены фильмы Кроненберга 1970-х гг. К примеру, паразиты из фильма «Судороги» – также один из многих маркеров торжества анонимной материальности: они выполняют умозрительную реконструкцию человеческого тела, иллюминируя социальные и политические структуры, определяющие и диктующие «человечность». В «Выводке» Кроненберг устраняет барьер между психикой и телом и изображает возможность репрезентации тех или иных психических состояний через тела героев.
В «Видеодроме», как и в «Сканнерах», Кроненберг работает с темой заговора глобальных корпораций, а также предлагает радикальную версию идей медиатеоретика М. Маклюэна о влиянии информационных медиумов на человеческие тела, поднимая вопросы о философии техники и о границах между телом и техникой. В «Мухе» Кроненберг снова обращается к мутационному потенциалу человеческого тела и к возможности его реорганизации. В «Связанных насмерть» и «Пауке» режиссёр размышляет о хрупкости человеческой идентичности: главные герои (близнецы) «Связанных насмерть» не могут определить границы самих себя и собственных тел, а Паук не отличает реальность, в которой проживает, от реальности инфицированных воспоминаний.
В «Обеде нагишом» Кроненберг исследует природу телесной и психической зависимостей в их неразличимости. В знаменитом фильме «Автокатастрофа» Кроненберг продолжает размышлять об отношениях человеческого тела и техники, изображая нечеловеческую форму сексуальности. «Экзистенция» суммирует все темы творчества Кроненберга, а также исследует вопрос о постижимости самой реальности. В фильмах после 2000 г. Кроненберг исследует человеческую телесность в связи с проблемами насилия.
Творчество Кроненберга демонстрирует исследовательский интерес к телесной трансгрессии сквозь образы болезни, сексуальности и насилия (Beard. 2001. P. vii). Болезнь в творчестве Кроненберга, по его собственному признанию, не является негативным явлением, но служит средством осмысления потенции к изменению (Cronenberg. 1997. P. 29). В своих фильмах Кроненберг достигает теоретической глубины, о чём свидетельствуют многочисленные философские тексты, выстроенные вокруг творчества режиссёра. Философ Ф. Джеймисон обращался к творчеству Кроненберга для осмысления постмодернизма и капитализма (Jameson. 1995. P. 9–86). Некоторые исследователи считают, что творчество Кроненберга созвучно идеям философа Ж. Делёза – «телу без органов», «ризоме», «становлению-интенсивностью» (Jorhölt. 2001. P. 105–110). Существуют попытки осмысления творчества Кроненберга и с позиций идей философов Л. Альтюссера и С. Жижека. (Wilson. 2011. P. 15–23) К творчеству Кроненберга обращается философ Д. Тригг в своём проекте ксенофеноменологии (Тригг. 2017. C. 93).
Влияние на популярную культуру
Устойчивое употребление в медиа получил термин «кроненбергский» (англ. Cronenbergian, Cronenbergundian), обозначающий присущую творчеству Кроненберга гротескную образность: мутации тела и избыток плоти. Пример использования фамилии автора в качестве нарицательного имени – 6-я серия первого сезона мультсериала «Рик и Морти» («Rick and Morty»), в которой герои оказываются в ситуации, где человечество превращается в существ, напоминающих различные визуальные образы из творчества Кроненберга.
Многие фильмы Кроненберга стали культовыми. Его кинематограф регулярно переосмысляется другими представителями жанра боди-хоррор: косвенно – «Пустота» («The Void», 2016, режиссёры Дж. Гиллеспи, С. Костански), в виде ремейка – «Бешеная» («Rabid», 2019, режиссёры Дж. Соска, С. Соска), а также в творчестве его сына, режиссёра Брэндона Кроненберга, – «Антивирусный» («Antiviral», 2012), «Обладатель» («The Possessor», 2020). Кроненберг также снимал некоторые эпизоды известных сериалов, участвовал в качестве актёра во многих фильмах и телевизионных шоу.
Фильмография
«Стерео» («Stereo», 1969).
«Преступления будущего» («Crimes of the future», 1970).
«Судороги» («Shivers», 1975).
«Бешеная» («Rabid», 1977).
«Беспутная компания» («Fast Company», 1978).
«Выводок» («The Brood», 1979).
«Сканнеры» («Scanners», 1980).
«Видеодром» («Videodrome», 1982).
«Мертвая зона» («The Dead Zone», 1983).
«Муха» («The Fly», 1986).
«Связанные насмерть» («Dead Ringers», 1988).
«Обед нагишом» («Naked Lunch», 1991).
«М. Баттерфляй» («M. Butterfly», 1993).
«Автокатастрофа» («Crash», 1996).
«Экзистенция» («Existenz», 1999).
«Паук» («Spider», 2002).
«Оправданная жестокость» («A History of Violence», 2005).
«Порок на экспорт» («Eastern Promises», 2007).
«Опасный метод» («A Dangerous Method», 2011).
«Космополис» («Cosmopolis», 2012).
«Звёздная карта» («Maps to the Stars», 2014).
«Преступления будущего» («Crimes of the Future», 2022).