Маклюэн Герберт Маршалл
Маклю́эн Ге́рберт Ма́ршалл (Herbert Marshall McLuhan) (21.7.1911, Эдмонтон – 31.12.1980, Торонто), канадский филолог и культуролог, теоретик средств массовой коммуникации. Учился в университетах Манитобы (1928–1934) и Кембриджа (колледж Тринити-холл, 1934–1936, 1939–1940). Будучи воспитан в методистской семье, в 1937 г. принял католичество и преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (США, 1937–1944), Колледже Успения (в городе Виндзор, 1944–1946), колледже Святого Михаила университета Торонто (1946–1979, с 1952 – профессор). В 1963 г. основал Центр по изучению культуры и технологии, который возглавлял до 1979 г.
Ранние работы Маклюэна посвящены литературоведению, а начиная с 1950-х гг. – исследованию формирующего воздействия средств коммуникации на общество и психику человека. В книге «Галактика Гутенберга: становление человека печатающего» (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man, 1962) автор рассматривал развитие технологий коммуникации как основу цивилизационного прогресса, выделив в эволюции общества дописьменный, письменный и постписьменный (электронный) этапы. Возникновение письменности привело к тому, что человек стал воспринимать вещи последовательно, одну за другой, подобно буквам в тексте, – т. е. способом, характерным для визуального восприятия, в отличие от слухового, доминировавшего в дописьменной «племенной» культуре. Господство зрительного восприятия над другими видами сенсорного опыта утвердилось после изобретения И. Гутенбергом книгопечатания. На смену «племенному» человеку, жителю деревни, ориентированному на устную речь, пришёл «печатающий и индустриальный». В культурах «галактики Гутенберга» основной моделью организации деятельности стали линия и ряд (например, логика, сборочный конвейер, алгоритм).
Согласно Маклюэну, появление электрических средств коммуникации – телеграфа, телефона, радио и телевидения – способствовало включению индивидов и наций в единое коммуникационное сообщество. Мир превратился в «глобальную деревню», в которой происходящее сразу же становится известно всем её жителям, а каждое новое событие сопрягается с другими. В коммуникативной среде нового, «электронного» общества, возникновение которого автор отнёс к середине 1950-х гг., возрождаются элементы архаического «племенного сознания» – особенно под влиянием телевидения, в котором мозаичность подачи информации и быстрая смена образов разрушают привычное линейно-последовательное логическое восприятие действительности.
В знаменитой работе «Понимание медиа: внешние расширения человека» («Understanding Media: the Extensions of Man», 1964) Маклюэн исследовал влияние различных коммуникационных технологий на развитие общества (создание механических часов изменило представление людей о времени – на смену циклическому времени пришло дискретно-линейное время). Средства коммуникации Маклюэн рассматривал как технические системы, являющиеся «продолжением» и расширением нервной системы, при этом любой артефакт может выступить в роли средства коммуникации – например, электрический свет, делающий возможным новые формы взаимодействия в ночное время. Содержание любой коммуникации неизбежно испытывает на себе влияние обеспечивающих её технологий. Отсюда известный афоризм Маклюэна «the medium is the message» – «Средство коммуникации и есть сообщение».
Идеи Маклюэна, высказывавшиеся им в парадоксальной, афористичной форме, приобрели широкую популярность уже в 1960-е гг., а в 1990-е гг. в связи с распространением персональных компьютеров и возникновением Интернета интерес к ним усилился ещё больше.