Озеров Владислав Александрович
О́зеров Владисла́в Алекса́ндрович [30.9(11.10).1769, село Борки (Казанское) Зубцовского уезда Тверской провинции Новгородской губернии, ныне деревня Борки Зубцовского района Тверской области – 5(17).9.1816, там же], русский драматург, действительный статский советник (1804). Дворянин.
В 1776–1787 гг. обучался в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе; среди преподавателей – Я. Б. Княжнин. Участвовал в русско-турецкой войне 1787–1791 гг. В 1792–1794 гг. наставник в кадетском корпусе и адъютант корпусного начальника графа Ф. Ф. Ангальта; затем до 1801 г. служил в разных гражданских и военных ведомствах, с 1803 г. – в Лесном департаменте Министерства финансов. С июля 1808 г. в отставке; с декабря жил в имении в селе Красный Яр Чистопольского уезда Казанской губернии. В середине 1812 г. на почве нервного заболевания впал в умственное расстройство; был отвезён отцом в Борки, где и скончался.
Дебютировал как поэт; в 1792 г. издал сборник стихотворений (не сохранился). Первое известное выступление в печати – стихотворение «Элоиза к Абеляру» (1794). В 1798 г. поставлена первая трагедия Озерова – «Ярополк и Олег» (опубликована в 1828). Продолжительный успех на сцене имели трагедии «Эдип в Афинах» (поставлена и опубликована в 1804; в основе – переделка французским драматургом Ж.-Ф. Дюси двух трагедий Софокла) и «Фингал» (поставлена в 1805, опубликована в 1807; по мотивам третьей песни одноимённой поэмы Оссиана – мистификации Дж. Макферсона). Особенно горячо на фоне неудач российской армии в русско-австро-французской войне 1805 г. и русско-прусско-французской войне 1806–1807 гг. была принята трагедия «Димитрий Донской» (поставлена и опубликована в 1807), насыщенная аллюзиями и патриотическими тирадами; вместе с тем пьеса подверглась критике за многочисленные анахронизмы и антиисторичность образа древнерусского князя, охваченного любовными переживаниями. В классицистических по форме трагедиях Озерова поведение героя подчинено не долгу, а чувству; в них господствует не борение страстей, а сентиментальная чувствительность, которая представлена как гуманное, облагораживающее человека начало, возвышающее его над узкой моралью и религиозными предрассудками. Слабость драматической интриги компенсировалась нюансированным изображением душевных переживаний, которые герои изливали в монологах, напоминавших интимные элегии и имевших в глазах современников самостоятельную ценность: их переписывали в альбомы, заучивали наизусть и т. п. Последняя трагедия Озерова «Поликсена» (поставлена в 1809, опубликована в 1816) на сюжет из античной мифологии не имела сценического успеха; молва приписала провал интригам театральной дирекции во главе с А. А. Шаховским.
В 1810-е гг. сложилась романтическая легенда об Озерове – гении, доведённом до безумия и гибели завистниками; она стала орудием в борьбе молодых карамзинистов, членов литературного кружка «Арзамас», со сторонниками «старого слога» и отразилась в послании В. А. Жуковского «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» (1814), в предисловии П. А. Вяземского к первому изданию «Сочинений» В. А. Озерова (части 1–2, 1816–1817) и др.
Озеров, прозванный почитателями «русским Расином», обновил русскую классицистическую трагедию, внеся в неё сентиментальные и романтические черты. В его творчестве этот жанр, вскоре утративший популярность, пережил свой последний подъём. Роли в трагедиях Озерова принесли славу Е. С. Семёновой, Я. Е. Шушерину, А. С. Яковлеву и др.