Катенин Павел Александрович
Кате́нин Па́вел Алекса́ндрович [11(22).12.1792, усадьба Шаёво Кологривского уезда Костромской губернии, ныне Костромская область – 23.5(4.6).1853, там же; похоронен в селе Бореево Чухломского уезда Костромской губернии, в 1955 прах перенесён в г. Чухлома], русский поэт, драматург, член Российской академии (1833), почётный член Петербургской академии наук (1841).
Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование. С 1810 г. служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах российской армии 1813–1814 гг. Входил в первые декабристские организации Союз спасения (1816–1817) и Военное общество (1817). В 1820 г. уволен в отставку; в 1822 г. за скандал в театре выслан из Санкт-Петербурга, возвратился в 1825 г. В 1833–1838 гг. служил на Кавказе и вышел в отставку в чине генерал-майора, в дальнейшем почти безвыездно жил в родовом имении Шаёво.
Катенин начал печататься в 1810 г.; приобрёл известность как автор «простонародных» баллад: «Наташа» (1815), «Убийца» (1815), «Леший» (1815). Полемически противопоставил задушевному лиризму и стилистическому изяществу баллад В. А. Жуковского отстранённое изображение русских народных суеверий и быта, социальную и психологическую конкретность героев, точность предметных деталей и «грубый» слог. «Ольга» (1816) – переложение баллады «Ленора» Г. А. Бюргера, ранее послужившей источником «Людмилы» Жуковского, – вызвала полемику между Н. И. Гнедичем и А. С. Грибоедовым, выступившим на стороне Катенина.
В теории и на практике Катенин декларировал принципиальный отказ от интимной поэзии самовыражения ради «предмета древнего или чуждого» – классической древности («Софокл», 1818; «Сафо», 1838), древней русской истории («Мстислав Мстиславич», 1819), подлинного (а не романтически переосмысленного) европейского Средневековья («Романсы о Сиде», 1822–1823, опубликованы в 1832; перевод испанских романсов в обработке И. Г. Гердера). Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» (1827) не имела успеха из-за её архаичной для романтической эпохи «классицистичности».
Катенину принадлежат также написанная в соавторстве с Грибоедовым прозаическая комедия «Студент» (1817), комедия в стихах «Сплетни» (поставлена в 1820, опубликована в 1821; переделка комедии Ж.-Б.-Л. Грессе «Злой»), отчасти предвосхитившая проблематику «Горя от ума» Грибоедова; переводы трагедий Ж. Расина («Эсфирь», 1816), П. Корнеля («Сид», 1822) и др.
Главные поэтические произведения: «Княжна Милуша» (1834) – шуточная поэма-сказка из времён князя Владимира Святославича, включающая множество авторских отступлений, и современная «быль» «Инвалид Горев» (1836) о злоключениях русского солдата, возвращающегося из французского плена в родную деревню, написанная редким для русской поэзии размером – пентаметром.
Литературные воззрения Катенина, оказавшие влияние на творчество А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина, изложены в цикле статей «Размышления и разборы» (1830), опубликованных в «Литературной газете».