Координация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики
Координа́ция де́нежно-креди́тной и бюдже́тно-нало́говой поли́тики, совместная разработка монетарными и фискальными властями макроэкономической политики с целью обеспечения экономической стабильности и сбалансированного экономического роста. Процесс координации подразумевает совместное управление инструментами денежно-кредитной политики (ДКП) и бюджетно-налоговой политики (БНП), осуществляемое таким образом, чтобы снизить либо стабилизировать инфляцию, курс национальной валюты, сгладить колебания показателей занятости и цен на товары первой необходимости. Денежные власти, как правило, управляют краткосрочной номинальной процентной ставкой или денежными агрегатами, регулируют величину государственных расходов, а фискальные власти регулируют налоговые ставки и/или налоговые поступления.
Отсутствие эффективной координации экономических политик может стать причиной финансовой нестабильности, бесконтрольного роста процентных ставок и инфляции, обесценения национальной валюты и в конечном счёте замедления экономического роста. Например, чрезмерно активная стимулирующая бюджетно-налоговая политика может привести к вынужденному ужесточению денежно-кредитной политики. Кроме того, отсутствие доверия к несбалансированной бюджетной политике, вызванное её непоследовательностью и неустойчивостью в долгосрочной перспективе, будет способствовать снижению эффективности денежно-кредитной политики (когда, например, избыточное либо, наоборот, недостаточное бюджетное финансирование определенных секторов экономики, с одной стороны, и налоговые льготы или избыточное фискальное давление – с другой, создают избыточный спрос на банковское кредитование и нивелируют тем самым усилия регуляторов, направленные на достижение целевого уровня инфляции). Наконец, координация экономической политики очень важна для развития рынка капитала, успеха структурных реформ и либерализации финансового сектора. Таким образом, задача разработки и реализации эффективной макроэкономической политики требует обязательной координации действий центрального банка и правительства.
ДКП и БНП тесно связаны между собой, поскольку оказывают влияние на размер национального богатства, валового внутреннего продукта, объём инвестиций, уровень инфляции и показатели занятости.
Механизмы трансмиссии ДКП и БНП различны, отличаются и их временны́е лаги в плане воздействия на экономику. Тем не менее координация ДКП и БНП может быть реализована в рамках алгоритма, предусматривающего установление их согласованных целей в части достижения стабильного экономического роста, обмен информаций и обсуждение принимаемых экономических решений, принятие правительством и центральным банком соответствующих согласованных, хотя и независимых решений.
При этом координация ДКП и БНП отнюдь не всегда является желательной с точки зрения общественного благосостояния. Так, финансирование дефицита бюджета за счёт денежной эмиссии центрального банка может привести к чрезмерному росту инфляции и в конечном счёте к дестабилизации экономики. В этой связи координация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики ради достижения оптимального уровня общественного благосостояния должна осуществляться только в том случае, если центральный банк на деле способен проводить независимую и заслуживающую доверия у экономических агентов политику.
Обычно выделяют следующие причины недостаточной координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики: фискальные и денежные власти могут иметь различные цели и, соответственно, не совпадающие представления о целях экономического развития; у них могут быть разные мнения о масштабах и пределах влияния действий фискальных и/или монетарных властей на экономику, т. е. они могут придерживаться различных экономических теорий, следовательно, в отсутствие соответствующего политического вмешательства два регулятора могут строить и поддерживать существенно разнящиеся макроэкономические прогнозы.