Коммерческое обозначение
Комме́рческое обозначе́ние, средство индивидуализации, с помощью которого лицо, участвующее в предпринимательской деятельности, индивидуализирует принадлежащее ему торговое, промышленное и иное предприятие (т. е. имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности).
Закон не определяет, должно ли коммерческое обозначение состоять только из слов или может включать и графические элементы, но современная судебная практика, сложившаяся в РФ, допускает существование как словесных, так и изобразительных или комбинированных коммерческих обозначений.
По своей природе коммерческое обозначение – это «вывеска» («торговое имя») предприятия, и в этом качестве коммерческое обозначение используется в предпринимательской деятельности много столетий. Однако в настоящее время в мире не существует общепризнанного подхода к подобным объектам, включая общий термин. Отсутствуют и международные соглашения по поводу коммерческих обозначений, хотя они упоминаются в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967, вступила в силу для СССР 26 апреля 1970, РФ продолжена с 25 декабря 1991).
На территории РФ порядок использования коммерческого обозначения регламентируется нормами ч. 4 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и федеральными законами. В соответствии со ст. 1225 ГК РФ коммерческое обозначение относится к средствам индивидуализации, охраняемым в соответствии с законодательством.
Коммерческое обозначение индивидуализирует не субъект (как фирменное наименование), а объект – предприятие (имущественный комплекс), причём коммерческое обозначение можно использовать для индивидуализации нескольких предприятий (например, при создании сети ресторанов или магазинов). Но для индивидуализации одного предприятия может использоваться только одно коммерческое обозначение.
Коммерческое обозначение может принадлежать любому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Коммерческое обозначение может принадлежать и некоммерческой организации, если она, в соответствии с её уставом, может осуществлять приносящую доход деятельность (п. 1 ст. 1538 ГК РФ). Ограничений для иностранных лиц не установлено, однако в любом случае предприятие должно находиться на территории РФ.
Как и другие средства индивидуализации, коммерческое обозначение должно иметь различительную способность (степень узнаваемости обозначения), т. е. позволять выделять данное предприятие среди других. В частности, по аналогии с подходом, используемым для товарных знаков, можно признать, что названия, обозначающие или описывающие продаваемые в магазине товары (например, «Галантерея») или оказываемые с помощью предприятия услуги («Ремонт обуви») не будут иметь различительной способности.
Право на коммерческое обозначение возникает при выполнении следующих условий:
сформирован отдельный имущественный комплекс (предприятие), причём это предприятие должно находиться на территории РФ;
для индивидуализации этого предприятия фактически используется данное коммерческое обозначение;
употребление этого коммерческого обозначения для индивидуализации предприятия стало известным в пределах определённой территории (это может быть и территория определённого населённого пункта, и даже его части).
Право на коммерческое использование охраняется при условии, что употребление обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определённой территории после 31 декабря 2007 г. независимо от того, когда употребление обозначения началось (п. 177 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 № 10 «О применении части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, для приобретения права на коммерческое обозначение правообладателю не нужно совершать каких-либо формальных действий, в частности не требуется его регистрация. Однако это означает, что ему необходимо подтверждение обстоятельств длительного и/или интенсивного использования обозначения на определённой территории (рекламные объявления с использованием коммерческого обозначения, публикации в прессе, подтверждающие известность коммерческого обозначения, опросы общественного мнения и т. д.), причём следует доказать, с какой даты указанные выше условия выполнены. Также могут приниматься во внимание произведённые на рекламу затраты, значительные объёмы реализации товаров и оказания услуг под таким обозначением.
Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения (п. 1 ст. 1476 ГК РФ). Также коммерческое обозначение может быть включено полностью или частично в товарный знак правообладателя, что не лишает охраны само коммерческое обозначение (п. 2 ст. 1541 ГК РФ).
Исключительное право использования коммерческого обозначения означает право использования этого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего лицу предприятия любым не противоречащим закону способом, в том числе путём указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах (и в иной документации), в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке, в сети Интернет, если коммерческое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление является известным в пределах определённой территории (п. 1 ст. 1539 ГК РФ). Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому обладатель исключительного права на коммерческое обозначение может запрещать прочим лицам любые другие действия с этим коммерческим обозначением.
Закон запрещает использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определённому лицу. Примерами таких запрещённых случаев является использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищённым исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (п. 2 ст. 1539 ГК РФ).
Несмотря на то что для приобретения исключительного права на коммерческое обозначение не требуется его известность на территории всей страны, исключительное право на него действует на всей территории РФ, что позволяет (при наличии более ранней даты приоритета) противопоставлять коммерческое обозначение другим средствам индивидуализации (например, товарным знакам и фирменным наименованиям), права на которые принадлежат другим лицам.
В случае если другое средство индивидуализации или промышленный образец оказываются тождественными или сходными до степени смешения с данным коммерческим обозначением и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и/или контрагенты, обладатель исключительного права на коммерческое обозначение, имеющее более раннюю дату приоритета, может требовать признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку, знаку обслуживания, признания недействительным патента на промышленный образец либо полного или частичного запрета не использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
В отношении фирменного наименования частичный запрет будет выражаться в запрете использования соответствующего обозначения в определённых видах деятельности, а для другого коммерческого обозначения – в виде запрета использования в пределах определённой территории и/или в определённых видах деятельности. Таким образом, возможна ситуация, когда обе спорящих стороны сохранят возможность использовать свои средства индивидуализации, но лишь в той части, где нет пересечения их интересов.
Ограничение по сроку действия исключительного права на коммерческое обозначение не установлено, однако это право прекращается, если правообладатель не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года (п. 2 ст. 1540 ГК РФ), причём прекращение права происходит автоматически, и для этого не требуется принятия судебного решения.
Поскольку коммерческое обозначение индивидуализирует определённое предприятие, распоряжаться правом на это обозначение можно только вместе с распоряжением правом на само предприятие. Так, передать право на коммерческое обозначение можно только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. Можно предоставить право на использование своего коммерческого обозначения другому лицу и на ограниченный срок в рамках договора аренды предприятия или договора коммерческой концессии (п. 5 ст. 1539 ГК РФ).
В случае если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, то при продаже одного из этих предприятий вместе с коммерческим обозначением его прежний правообладатель не сможет использовать это коммерческое обозначение для индивидуализации остальных своих предприятий.